Новый закон о МС вступил в силу 8 октября, но, судя по реакции спикеров, на местах просто не знают о сути предстоящих перемен. Эксперты из комиссии по законодательству облдумы объяснили, что помимо самоуправления на уровне муниципальных районов будут созданы выборные органы власти в городах и селах. До сих пор глава муниципального округа назначал руководителей сельских администраций.
«Черный передел»
По новому закону самоуправление получат городские и сельские поселения – города и поселки городского типа, крупные села и группы деревень, в которых проживает не менее тысячи человек. У поселений будут выборный мэр, совет, администрация и бюджет. Кремлевские реформаторы фактически предлагают вернуться к системе сельсоветов.
Районный уровень власти (верхний этаж самоуправления) сохраняется. Разве что сменятся вывески. Так, Тутаевский муниципальный округ будет переименован в Тутаевский муниципальный район и так далее. Но при этом должен быть выстроен поселенческий уровень власти (нижний этаж самоуправления).
Крупные города районным властям подчиняться не будут и образуют городские округа. Сейчас в нашем регионе таким статусом обладают только Ярославль и Переславль. Они останутся самостоятельными муниципальными образованиями (МО). Интрига в том, отделятся ли от районов другие города областного подчинения – Рыбинск, Ростов, Углич. Но сделать это можно только путем референдума.
Выборы районных глав и депутатов в Ярославской области, скорее всего, пройдут, как и намечалось, в марте 2004 года. Если не будет изменения границ территорий, к примеру, Рыбинск не отделится от района, то верхний этаж самоуправления будет переизбран в плановом порядке. Все понимают, что если начать одновременно реформировать оба уровня местной власти, не избежать полной дестабилизации.
Новые органы власти должны приступить к работе 1 января 2006 года. Так что еще есть два года для проведения «черного передела» – нарезки границ самоуправляющихся территорий, раздела муниципального имущества. При проведении границ будут учитываться исторические традиции и принцип пешей доступности – чтобы из любой деревни в центр сельсовета можно было дойти максимум за четыре часа.
Границы и статус муниципальных образований – поселений должны быть установлены до 1 января 2005 года областным законом.
К 31 марта 2005-го региональные власти обязаны определить численность представительных органов новых МО, дату выборов мэров и советов поселений. В самом маленьком сельском совете предстоит избрать как минимум 7 депутатов. Народные избранники станут трудиться, как правило, на общественных началах. На постоянной основе смогут работать не более 10 процентов депутатов.
Выборы в городские, сельские и поселковые советы должны состояться до 1 ноября 2005 года. Еще два месяца дается на разграничение полномочий, передачу новым органам власти муниципального имущества и формирование бюджетов. И с 1 января 2006-го нижний уровень власти приступит к работе. До этого момента все функции самоуправления станут выполнять районные власти.
С деньгами любой сможет...
Все выглядит весьма красиво, пока речь не заходит о распределении между местными властями полномочий, собственности и финансов. Администрация поселения будет, к примеру, заниматься организацией электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом. Если есть котельная в населенном пункте, то она из районной собственности будет передана в поселковую.
– Мрак! Поселковые власти не смогут ее содержать. Выйдет из строя котельная, что они будут делать? Мы развалим всю социалку и оставим жителей без тепла, – таково общее мнение депутатов.
По мнению представителей районов, самое главное – как полномочия по решению тех или иных вопросов будут подкреплены финансами. Федеральные власти обещают не забыть местное самоуправление. Внесенные правительством поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы предусматривают закрепление за муниципалитетами ряда налогов. Кроме того, в местные бюджеты могут быть отданы отчисления от региональных и федеральных налогов.
В казне поселения будет оставаться 100 процентов поступлений от земельного налога, налога на имущество физических лиц, 15 процентов подоходного налога и 30 процентов единых налогов (упрощенного, вмененного и сельскохозяйственного). В бюджет муниципального района планируется отдать еще 15 процентов подоходного налога и 30 процентов единых налогов и полностью доходы от транспортного налога и торгового сбора, о котором ничего не известно, кроме названия. Так как городские округа обладают статусом и поселения, и района, то в казну Переславля и Ярославля станут поступать налоги из обоих перечней.
Значит, наполняемость бюджета поселения и района будет зависеть от состоятельности его жителей. Если в городе живут богатые люди, легально получающие большие зарплаты и владеющие обширными земельными участками и шикарными дачами, в местной казне будет много денег. Так, бюджет Одинцовского района Московской области в два раза больше регионального. Просто на территории района находится знаменитое Николо-Рублевское шоссе, рядом с которым расположены поместья и дворцы столичной элиты. Но, к сожалению, по территории Большесельского или Первомайского района Рублевка не проходит.
– Вместо 17 дотационных муниципальных образований мы получим 190, – заметил спикер облдумы Андрей Крутиков. – Причем главы этих территорий, избранные населением, не будут подчиняться районному руководителю. Главы округов фактически окажутся в положении губернатора и поймут, как ему тяжело совладать с выборными мэрами.
Сейчас сельские районы живут за счет дотаций, выделяемых из областного бюджета, главным донором которого является Ярославль. Судя по всему, эта система будет не только сохранена, но и растиражирована по области. Теперь окружные власти станут изымать из бюджета формально самостоятельного города – центра района средства на содержание сельских территорий. То есть Тутаевский район будет жить за счет Тутаева, Ростовский – за счет Ростова и т. д.
Чтобы легализовать изъятие денег у богатых городов, вводится система отрицательного трансферта. Если доходы какого-либо поселения превышают средние по району в 2 раза, то власти последнего смогут изъять половину «сверхприбыли».
Пока же восстановление сельсоветов приведет только к увеличению расходов. Во-первых, придется обучить несколько сотен финансистов – специалистов по формированию бюджета. Кроме того, новый закон о МС требует от местных властей распродать все «непрофильное» имущество, которое не требуется для решения строго определенных вопросов местного значения, в течение пяти лет – до 2009 года – должны быть приватизированы все муниципальные магазины, рынки, предприятия общепита, сферы услуг и т. д. Впрочем, в районах они давно перешли в частные руки, а вот Ярославль ожидает передел собственности. Но за пять лет много воды может утечь...
Депутатов некуда сажать
Статьи нового закона о МС, касающиеся новой структуры местной власти, уже вступили в силу. Больше депутатов станет в Ярославле: 36 вместо нынешних 23. Мэр областного центра даже пожаловался, что новых народных избранников некуда сажать, зал заседаний муниципалитета и так переполнен. В Рыбинске станет не менее 25 депутатов, а в Ростове – 20.
В районном собрании представителей должно быть минимум 15 депутатов. Поскольку сейчас в некоторых муниципальных образованиях всего по 12 народных избранников, им придется менять устав.
Проблема с этим возникает только в Тутаеве. Принятый в 1995 году на местном референдуме устав муниципального округа разрешает вносить поправки в свой текст только путем всенародного голосования. В связи с принятием массы федеральных законов устав округа давно надо править, но денег на проведение нового референдума в небогатой тутаевской казне просто нет. Всенародное голосование по уставу, скорее всего, будет совмещено с выборами Президента РФ, облдумы и местных властей 14 марта 2004 года.
Перемены в статусе ждут и глав муниципальных районов. Больше они не смогут совмещать пост главы исполнительной власти с положением председателя собрания представителей. Сейчас такое есть в 9 районах. В принципе закон разрешает мэрам предпочесть должности главы администрации место спикера райсовета, а руководить работой исполнительной власти станет наемный менеджер.
Но, скорее всего, в предстоящие четыре года все останется по-прежнему. Все рычаги власти в районе, как и сейчас, будут находиться в руках всенародно избранного главы, возглавляющего администрацию. Ведь именно на районном уровне будет решаться, сколько денег изъять у города-донора и передать дотационным сельским территориям.