Об этом впервые было официально заявлено на пресс-конференции по итогам совещания министра транспорта РФ Сергея Франка с полномочным представителем Президента РФ в Поволжском федеральном округе Сергеем Кириенко, губернатором Нижегородской области Геннадием Ходыревым и руководством компании «Волжское пароходство».
Проект начал обсуждаться в правительстве еще весной этого года в связи с тем, что в прошлом засушливом году в межень Волга в нижнем бьефе Горьковской плотины сильно обмелела, в результате чего судам с осадкой более 1,5 метра (а у нагруженных танкеров она составляет 3,5 метра) до Городецкого шлюза просто не добраться. Они часами дожидаются пуска воды с ГЭС. Поэтому министр пообещал уже в конце 2004 года начать строительство второй плотины в районе деревни Большое Козино, чтобы обводнить самый мелкий участок Волги между Городцом и Балахной. Плотина одновременно будет выполнять роль моста, который позволит разгрузить Волжский мост в Нижнем Новгороде. Проезд через плотину предполагается сделать платным, чтобы окупить затраты на строительство, а они немалые – 300 млн. долларов.
Как отразится строительство второй плотины на Ярославской области, не повредит ли она экологии Волжского бассейна, как скажется на рыбопромысловой и хозяйственной деятельности?
Начальник управления эксплуатации Рыбинского водохранилища Верхневолжского бассейнового водного управления Галина Даниярова сообщила, что плотина ниже Городца не может повлиять на уровни Волги в Рыбинске и Ярославле.
Заместитель начальника управления «Верхневолжрыбвод» Светлана Орлова также считает, что плотина в нижнем бьефе Горьковской ГЭС никак не повредит рыбным запасам нашей области, так как оттуда и сейчас к нам никакая рыба не идет. Все волжские плотины лишены рыбопропускных устройств. Зато известие о проекте Городецкой плотины обрадовало заместителя начальника управления безопасности по Центральному региону компании ОАО «Волготанкер» Владимира Белова. Он сказал, что сейчас танкеры, заполненные нефтью, не могут заходить в Городецкий шлюз. Поэтому компания пригоняет к плотине ГЭС порожние баржи, выгружает в них половину нефти и, лишь дождавшись пропуска воды с плотины, наполовину груженные суда заходят в шлюз.
Такие паузы в продвижении судов по Волге и дополнительные перегрузки значительно удорожают транспортировку нефти по одному из главных водных транспортных коридоров России, отметил он.