Прослушивание в духе «Алло, мы ищем таланты» организовала та же команда, что занималась проектом «Стань звездой». Однако организаторы «Народного артиста» подчеркивают, что цель этого проекта – найти и раскрутить не группу, а одного солиста. Для этого жюри в составе четырех человек отправилось «по городам и весям», точнее – в Волгоград, Питер, Пермь, Красноярск, ну, и по Москве поколесило. 100 полуфиналистов приедут в столицу, где судьи отберут тридцатку сильнейших, а уже из них жюри и зрители (через Интернет) выберут кого-то одного. Ему и достанутся все лавры: подписание контракта, записи хитов и прочие радости шоу-бизнеса.
О том, что радости эти вполне реальны, говорит следующий факт: раскручивать будущего победителя берется московский продюсер Евгений Фридлянд, «на счету» которого работа с «Премьер-министром» и Валерием Меладзе. Он же – один из членов жюри. Компанию ему в столь серьезном мероприятии, как поиск новой звезды, составляют люди, в «звездности» вполне разбирающиеся – Лариса Долина, Антон Камолов, Тигран Кеосаян.
Москва стала предпоследним городом в отборочном турне. До этого жюри посетило Питер, Волгоград и Пермь. Принцип отбора везде одинаковый: прослушивание – отсев – второй тур. Счастливчики, дотянувшие до второго тура, войдут в сотню полуфиналистов, собранных со всей страны.
Условия проведения конкурса опубликованы в Интернете. В них, в частности, указано, что «Производитель оставляет за собой право заменить по своему усмотрению без объяснения причин любого участника другим участником, который мог быть ранее исключен из конкурса». Странный пункт, не правда ли? Получается своеобразная «игра в правила» без правил для тех, кто ее придумал. Складывается ощущение, что организаторам нужно просто сделать шоу – неважно, честно или нет.
На площадке перед гостиницей «Космос» в жаркое субботнее утро 19 июля собрались отнюдь не только москвичи. Попробовать свои силы приехали люди из разных городов, попытать счастья решили даже те, кто не прошел отборочные туры в Перми, Питере и Волгограде.
Всех участников конкурса настойчиво попросили (попросту приказали) подписать договор, где они обязались не разглашать информацию о том, как проходят отборочные туры и вся организация мероприятия. Любая утечка информации по вине участника могла обернуться для него исключением из дальнейших конкурсных отборов. Нашей героине это не грозит – она не прошла отборочный тур. Зато, испытав на собственной шкуре то, что скрыто от глаз телезрителя, она уже совершенно точно знает – сказка про Золушку, ставшую в одночасье принцессой (то есть «народным артистом»), так и остается сказкой.
Сбор и регистрация начались в 9 утра. Зарегистрировавшимся через Интернет выдавали номерки, начиная с цифры 3000 (нумерация участников – «первый, второй и так далее» – началась в Волгограде, на первом пункте отборочного тура). Ярославна Марина стала 3015-й. Тем, кто не удосужился зарегистрироваться в Интернете, повезло меньше – их порядковый номерок начинался с цифры 3400. Участников попросили выстроиться по порядку номеров на спуске вдоль эстакады.
Где-то пару часов спустя появились камеры: они с разных ракурсов снимали то нестройные ряды конкурсантов, то Феклу Толстую и Ивана Урганта, идущих на фоне очереди из страждущих соискателей шоу-счастья. Организаторы быстренько организовали народный восторг, который, в принципе, должны испытывать все смертные при виде небожителей: всех попросили визжать и кричать, когда мимо будут походить ведущие. Фекла приветственно поднимала руку, но не все растерявшиеся в этой суматохе конкурсанты догадывались, что по ней нужно хлопнуть – дескать, привет. Вальяжно шагающий Иван Ургант бессловесно открывал рот, делая вид, что занимает разговорами Феклу. Все эти всплески-визги тут же обрывались, едва ведущие проходили дальше. Сцена «Радостная встреча конкурсантов со звездами дублировалась трижды. Потом организаторы попросили больше не визжать – очевидно, записали желаемое.
Следующий постановочный кадр телевизионщикам тоже удался не с первого раза. По режиссерскому замыслу нужно было спуститься вниз эстакады и со счастливыми лицами, поющей толпой подниматься вверх. Из-за того, что участники были изрядно измучены жарой, «безграничное счастье» с первого раза показалось устроителям неубедительным. Со второго – тоже. Режиссер ругался и гонял толпу участников туда-сюда несколько раз, чтобы, наконец, получился необходимый ему дубль.
Компания Rexona, главный спонсор конкурса, решила подарить каждому участнику подарок: небольшой пакетик, где был апельсин, резиновый мячик в форме земного шара, рекламный проспект и маленький дезодорант. Но подарков хватило далеко не всем. Зато всюду ходили представители фирмы и агитировали полуживых от жары и жажды конкурсантов пользоваться дезодорантами только их фирмы. Один из активистов так увлекся, расхваливая достоинства дезодоранта, что поднял руки, и все увидели (и учуяли носом), что ему тоже было бы не лишним воспользоваться расхваливаемым товаром.
В шумной толпе распевающихся можно было встретить участников прошлогоднего проекта «Стань звездой»: они снова хотели попробовать свои силы. По их словам, на кастинг «Стань звездой» приходило гораздо больше желающих. Многим, вероятно, хватило одного такого испытания, и они не захотели снова тратить свое время и силы, чтобы поработать бесплатной массовкой.
Наконец, около часа дня участников по 20 человек стали запускать в гостиницу «Космос». Для многих это был долгожданный миг счастья: после четырех часов ожидания на жаре люди смогли сходить в туалет и переодеться. Потом 200 человек разместили в большом зале, где можно было даже присесть. Остальным повезло меньше – они остались на улице.
Тут для Марины события стали развиваться с поразительной быстротой – ее номер оказался 15-м. Для прослушивания 1 тура было выделено два зала. Перед тем, как добровольно взойти на Голгофу (а после столь утомительного ожидания конкурс уже ничем иным и не казался), Марина уже видела лица тех, которым отказали. И только одна девушка вышла со счастливой улыбкой и вожделенной красной бумажкой – пропуском во второй тур.
Впрочем, на глазах нашей участницы приключился один забавный эпизод, который многое объяснил. Непрошедшая участница тут же подошла к одной из организаторов и о чем-то с ней пошепталась. Потом как ни в чем не бывало села к остальным конкурсантам и стала жаловаться, что сама виновата в своем проигрыше, что не смогла вовремя собраться. Пока она делилась впечатлениями о прослушивании, организаторша с заговорщицким видом вынесла ей такую же красную бумажку.
Подошла очередь Марины. В небольшом помещении с недовольной миной сидел мужчина лет сорока, к тому времени уже изрядно притомившийся прослушивать народные таланты. Кто это был, никто так и не понял: по телевидению обещали, что прослушивать будут Долина, Камолов, Кеосаян. Но, очевидно, именитым профессионалам решили облегчить жизнь – им придется прослушивать только тех, над прореживанием которых уже изрядно постарались организаторы конкурса.
Критерии отбора известны только единицам, если они вообще есть эти критерии. Марина представилась, спела первый куплет и припев «Лебединой верности». «Спасибо. Вы нам не подходите» – неизвестный судья, не объясняя причину, указал ей на дверь.
Совершенно ошарашенная, она пошла к выходу. У двери, пробормотав: «Поздравляю вас, вы справились со стрессом», какая-то девушка ляпнула Марине на руку печать с символикой Rexona.
Вот так «заклейменные» народные таланты не солоно хлебавши с растерянным видом уходили с прослушивания. Они так и не увидели обещанных авторитетных судей, на компетентность и неподкупность которых была вся надежда. И, разъезжаясь по стране, они не узнали, за что же им сказали «Спасибо. Вы нам не подходите»: ведь организаторы оставили за собой право не объяснять причину отказа.
Виктория ШАХНАЗАРОВА.