пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 24 января 2003

Сантехника не выбирают?

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, качество обслуживания жителей - одна из приоритетных тем в "Северном крае". Множество острейших проблем было поднято на проведенном в редакции заседании "круглого стола", в котором приняли участие руководители ярославского ЖКХ, простые работники РЭУ (см. "Северный край" за 19 июля 2002 г.). И в дальнейшем журналисты газеты много писали о порядке формирования цен на коммунальные услуги, о состоянии водопроводных, канализационных и тепловых сетей, о финансировании и системе оплаты в ЖКХ. Сегодня - продолжение разговора о жилищно-коммунальной реформе.

 

*i В декабре в Ярославле, в доме номер 34 по улице Рыбинской, отключили горячую воду. Народ у нас, конечно, привычный - воду в любом доме может отключить даже дворник, лишь бы у него ключи от подвала были. Да и воды-то не было всего сутки. Так что можно было бы не обращать на это внимания, если бы не причина отключения. Пикантность ситуации в том, что люди остались без воды не по причине аварии, не по случаю планового или внепланового ремонта или внезапно возникшей необходимости промыть, продуть или прочистить водопровод и даже не из-за того, что сантехник по пьянке что-то перепутал (сантехник здесь мужчина вполне положительный). Жильцы целого дома были наказаны за "провинность" одного из своих соседей. Этот сосед утеплил пол в квартире, пропустив под ним трубу горячего водоснабжения. С технической точки зрения решение вполне остроумное, однако руководство местного РЭУ сочло, что жилец неправ. Если верить рассказам соседей, то первоначально работники РЭУ попробовали договориться с жильцом полюбовно. "Нарушаете! - сказали они ему. - Давайте демонтируйте эту вашу самодеятельность". Однако жилец осведомился: а что он, собственно, нарушает? Тут его собеседники из РЭУ оказались в непростом положении. Припомни, читатель: есть ли у тебя договор с РЭУ или мэрией, в котором было бы записано, на что ты имеешь право, а на что нет? Так вот, у жильца дома №34 по улице Рыбинской такого договора тоже нет. Так что ничего он не нарушил. Однако сотрудников РЭУ это не смутило. Ведь у них есть неотразимый козырь - задвижка на трубе. И сотрудники РЭУ недрогнувшей рукой вентиль повернули, горячую воду выключили и пообещали не включать до тех пор, пока утеплившийся жилец снова не переделает трубу в своей квартире так, чтоб была как раньше. При этом горячую воду воинствующие коммунальщики перекрыли не только "провинившейся" квартире и даже не стояку или подъезду, а всему дому - чтобы, значит, помочь сформироваться нужному общественному мнению. По мысли политтехнологов из РЭУ, жильцы дома №34, в полном составе оказавшиеся без возможности помыться, должны были воздействовать на своего соседа. В общем как в школе - никто домой не пойдет, пока Вовочка не сотрет то, что нарисовал на парте. Жильцы, конечно, были возмущены. Они непременно подали бы на РЭУ в суд, но... договора-то нет! То есть нет никаких обязанностей не только у жильцов перед РЭУ, но и у РЭУ перед жильцами! Да-да, читатель! Ни жильцам дома №34 по улице Рыбинской, ни мне, ни тебе коммунальные службы НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНЫ! И если они в январе отключат отопление в твоей квартире, то не будут перед тобой ни в чем виноваты (если только при этом не возьмут с тебя плату за тепло). А если они не выключат батареи в твоем доме до июля (и при этом плату за тепло будут с тебя взимать), то и в этом случае ты ни в каком суде не докажешь, что отопление в тридцатиградусную жару тебе, мягко говоря, ни к чему. Сейчас много говорят о реформе жилищно-коммунального хозяйства. Только вот понимает эту реформу всяк по-своему. Толстый-толстый слой российского чиновничества - и прежде всего чиновничество региональное, а в первую голову сами коммунальщики - стремится подменить реформирование ЖКХ бесконтрольным и бесконечным повышением квартплаты. То есть чиновничество стремится не то чтобы к повышению квартирной платы до ста процентов реальных расходов на содержание жилья, а именно к бесконтрольному и БЕСКОНЕЧНОМУ ее росту. Вновь обращусь к тебе, мой читатель. Ответь: какую часть этих самых "реальных расходов на содержание жилья" ты оплачиваешь сегодня? Семьдесят процентов? Восемьдесят? Девяносто девять? А может быть, уже давно все четыреста? Нет у тебя достоверной информации об этом, что бы там ни писали в коммунальных счетах. Для начала следует отметить, что мы просто не знаем, сколько потребляем воды, тепла или газа. Счетчиков-то в домах нет! И устанавливать их коммунальные службы не имеют никакого желания. Их устраивает, что деньги они берут не за реально израсходованное, а в соответствии с некими "нормативами потребления". Коммунальное и муниципальное чиновничество делает очень серьезные лица и как бы дает понять гражданам, что эти "нормативы потребления" очень ученые люди разрабатывали и они, эти нормативы, вполне соответствуют тому, что показал бы счетчик, если бы он был. А на самом деле эти "нормативы" выдумывает само чиновничество. Например, по оценке депутата Госдумы Олега Шеина (автора одного из проектов реформы ЖКХ), нормативы потребления тепла у нас завышены в три раза, нормативы потребления водопроводной воды - в четыре-пять. Хотя и это, конечно, не результат точных измерений, а лишь приблизительная экспертная оценка. Так что запросто может оказаться, что платим мы коммунальщикам за такое количество воды, которое превосходит реально израсходованное нами даже и не в четыре, и не в пять раз. Впрочем, точно учесть количество потребляемой нами воды, газа или тепла - это полдела. Важна ведь еще и стоимость каждого истраченного нами литра (или кубометра). "Водоканал" у нас, как известно, в каждом городе один, как сирота. Монополист, значит. "Горгаз" тоже. Для таких предприятий "стоимость произведенной продукции определяется на основании существующих методик как сумма понесенных предприятием затрат. Таким образом, предприятия не заинтересованы в повышении эффективности собственной деятельности, а, наоборот, заинтересованы в повышении затратной части на производство продукции или в доказательствах необходимости этого повышения, что является основанием для непомерного увеличения тарифов". Очень извиняюсь за столь длинную цитату. Но я намеренно не стал излагать эту мысль своими словами, дабы избежать обвинений в том, что все это мною из головы выдумано или из пальца высосано. Я предпочел процитировать книжку "Муниципальное управление: бюджет, активы, ЖКХ", изданную в 2002 году по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Впрочем, читатель, мы-то с тобой все это и без министерства знаем. Прорвет, бывалоча, трубу во дворе, смотришь - и день, и другой, и третий течет ручей, бежит ручей... Потому что ничей. И как атмосферный воздух у нас отапливают - тоже рассказывать не надо. В результате объемы нерационально используемых ресурсов в настоящее время достигают 50 процентов. Еще раз процитирую ту же книжку, по министерскому заказу изданную: "Затраты на производство единицы продукции значительно превышают затраты на производство аналогичной продукции в развитых странах". Во как! Так это при том, что в "развитых странах" вообще-то все дороже - от бензина до рабочей силы. То есть у нас вода, тепло и прочее должны стоить даже не столько же, а меньше, чем, скажем, в Европе. А стоят дороже. А граждане - я, конечно, прошу прощенья, что повторяюсь, - исправно и безропотно это оплачивают. Причем все это у нас почему-то называется "отпуском коммунальных услуг по рыночным ценам". Хотя, конечно, к рыночным ценам и к рынку вообще это отношения не имеет. Настоящий рынок, если это именно рынок, а не профанация, с которой зачастую сталкивается российский гражданин, - способен многое расставить на свои места. И установка счетчиков, и упорядочение тарифов способны не только снизить расходы граждан на оплату, скажем, той же воды, но и привести к результатам, которые многим покажутся неожиданными. Например, стирка в автоматической стиральной машине существенно сокращает расход воды. Так что при оплате воды по счетчику машина не только облегчает труд, но еще и деньги экономит. А значит, многие семьи, которые сегодня рассматривают покупку такой машины как непозволительную роскошь, могут изменить свою позицию и купить-таки это чудо прогресса, рассчитав, что со временем затрата окупится. Ну, ладно, это было лирическое отступление от генеральной линии. Вернемся к теме и вновь вспомним, какую ситуацию мы имеем сегодня. Вот, допустим, не нравится тебе, читатель, как работают муниципальные службы, обслуживающие твой дом и прилегающую к нему территорию. И всем остальным людям, которые живут в твоем доме, это тоже не нравится. И что вы все по такому случаю делаете? Да ничего. Поскольку сделать ничего не можете. Ибо сантехник, дворник, вообще РЭУ - это объективная реальность, данная нам всем в ощущении. Ибо в нашей стране сантехника - прямо как родителей - не выбирают. Если выбирать - это уже рынок, а рынком у нас, как известно, пугают. Иной раз так прямо и говорят: "Оградить население от рыночных тягот". Ну, вот и имеем... сами знаете, что. А по-хорошему все должно быть, конечно, не так. Сами жильцы должны выбирать, кто будет обслуживать их жилище. Естественно, в рамках газетной статьи всего этого механизма не опишешь, поэтому ограничусь перечислением нескольких основополагающих пунктов. В нормальной ситуации жильцы каждого дома создают жилтоварищество - его как угодно можно называть, хоть по-модному "кондоминиум", хоть по старому "домком". Это жилтоварищество заключает договор с обслуживающей организацией. Такой организацией может оказаться и старый добрый РЭУ, а может и какая-то частнопредпринимательская структура - тут уж кто сможет предложить условия, которые наиболее устроят жильцов. Естественно, городские власти должны не самоустраняться от этого процесса, а помогать жилтовариществам определяться с выбором, только не подсказками-подтасовками, а путем организации честных, равноправных конкурсов. Думаю, многие нынешние РЭУ и ЖЭКи окажутся не у дел после того, как новые предпринимательские структуры предложат свои программы обслуживания жилого фонда (а в том, что предложат, сомневаться не приходится: дело-то куда как выгодное). Как думаешь, читатель, хотят нынешние коммунальщики перехода к такой системе? Я думаю, вряд ли. Есть, конечно, естественные монополисты, типа тех же "Водоканала" или "Горгаза", тут вводить конкурентные механизмы сложновато. Но иногда можно. Да только не вводят: кому же охота кусок изо рта выпускать? Кстати, хочу оговориться: высказывая свои соображения и претензии, я вовсе не имею в виду, что это именно ярославские коммунальщики и местные власти "позади России всей" в жилищно-коммунальных вопросах. Ярославцы здесь ничуть не хуже прочих. Подобное происходит везде, ситуация является общей для всей страны. По всей стране - от Калининграда до Петропавловска - в жилищно-коммунальном хозяйстве ничего, кроме подорожания, не происходит. В СМИ даже стала общим местом мысль о том, что до выборов никто не будет реформу ЖКХ форсировать по причине ее непопулярности. Простите, но с чего это она должна быть такой непопулярной? То есть если понятия "реформа" и "рост цен" считать синонимами, то, конечно, о популярности говорить трудно; но ведь это не синонимы! Прежде всего рынок предполагает, что человек САМ должен определить, за что он именно намерен платить: что для него является необходимым, на чем он может сэкономить, а что вообще не нужно. И все оплаченное человек должен сполна получить. И ни за что лишнее платить не обязан. Это и есть рынок. А тот, кто пытается впарить гражданам мысль, что рыночные преобразования - это тупое подорожание всего и вся, тот, извините, либо сам ничего не соображает, либо всех остальных пытается ввести в заблуждение. И последнее. Установка счетчиков, обустройство конкурентной среды - короче, перевод ЖКХ на настоящие рыночные рельсы способны не только улучшить условия проживания в домах и квартирах, но и привести к серьезной экономии бюджетных средств. Даже не просто к экономии: если сегодня бюджет дотирует коммуналку, то реформированное жилищно-коммунальное хозяйство, наоборот, будет приносить в бюджет налоговые поступления. Казалось бы, государственные мужи все как один должны ратовать за подобные преобразования. Но этого не происходит. Почему? Рискну сделать следующее предположение. Если у человека появится возможность четко понимать, за что он платит деньги, самостоятельно определять объем потребляемых услуг и поставщика этих услуг, если люди станут создавать домкомы и жилтоварищества, выбирать старост или домоуправов, это неизбежно приведет к тому, что люди по-новому посмотрят на многие вещи. Человек будет не просто получать то, что ему дали, не задумываясь, откуда это взялось, а сознательно выбирать, как ему лучше. Не побоюсь громких слов, но именно с таких конкретных и очень личных вопросов начинается рост человеческого и гражданского самосознания. Свыкшись с тем, что он способен (и имеет законное право) влиять на порядок подачи тепла в собственную квартиру, человек может задуматься и о более глобальных вещах. И, например, на выборах уже именно выбрать, а не просто проголосовать за того, кого ему подсунули. А вот это устроит уже не всех. Не всем нужна такая реформа, которая поможет человеку осознать себя гражданином. Только в данном случае противниками преобразований выступают уже не скромные труженики жилкомхоза, а кто-то калибром покрупнее. Ярослав ЮДИН, член политсовета ЯРО партии "Союз правых сил".

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают