Прелесть и неповторимость Ярославля – в уникальном сочетании древнерусского зодчества и архитектуры раннего русского классицизма. Новая регулярная (классическая) планировка, в корне изменившая облик города в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого века, включала в себя как само собой разумеющееся соборы, посадские храмы
и оборонительные сооружения семнадцатого века – золотого века Ярославля. И включала не случайно, не мимоходом, а как важнейшие градостроительные элементы.
Центр Ильинской (Советской) площади – церковь Ильи Пророка. Громадная плац-парадная площадь (позднее – Демидовский сквер) замыкалась на Стрелке великолепным Успенским собором. Постройки 10 – 20-х годов девятнадцатого века архитектора Панькова сохранили этот подход.
Знаменская (Власьевская) башня, самое древнее сооружение на площади Волкова, – одна из трех уцелевших башен шестнадцати каменных укреплений Земляного города. Причем Угличская проездная башня еще в старину была включена в ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, Волжская башня (Арсенальная) находится в устье Медведицкого оврага и «градостроительно» смотрится разве только с Волги. Знаменская же башня, являющаяся одним из символов города, – на самом виду, она стоит в центре Ярославля и имеет важное градостроительное значение.
Волею судеб, когда в 1980 году «пала» кокуевская гостиница, башня раскрылась. И снова ее закрывать?! Строить здесь киноконцертный зал?!! Может, проект его действительно хорош (наверняка даже хорош!), так стройте, но в другом месте.
Мало, что ли, и без того пострадал Ярославль?! Я уж не говорю о 30-х годах, когда город лишился Успенского собора и десятков других памятников, когда на площади Волкова был разрушен ансамбль церквей Власьевского прихода и на его месте построена гостиница «Ярославль». Список можно продолжить.
В начале 1960-х годов в Ярославле была создана комиссия по сокращению числа памятников, охраняемых государством. Это произошло после посещения Н. С. Хрущевым Тракайского замка в Литве и выраженного им недовольства, что большие деньги затрачены на реставрацию никому не нужной старины. Возглавлял эту комиссию завотделом горкома КПСС, а меня включили как замдиректора музея-заповедника. Помню спор по поводу церкви Петра и Павла в Красноперекопском районе, построенной в 1736 году в стиле барокко (единственной в Ярославле в этом стиле). Шпиль ее 70-метровой колокольни виден отовсюду, в градостроительном смысле она как бы «держит» всю закоторосльную часть города. Каких трудов стоило отстоять эту церковь, а так с потерями, но она все же дожила до наших дней. Но сколько других памятников отстоять так и не удалось! Главным образом церквей, хотя не только их.
Помню, как во время экскурсий 1960-х годов для высокопоставленных гостей я рассказывал об утраченном дворце наместника на Совет-ской (быв. Ильинской) площади. Правивший тогда Ф. И. Лощенков обещал, что памятник будет восстановлен (ярославские архитекторы действительно работали в столичных архивах, удалось отыскать проектную документацию екатерининских времен. – Ред.). Но в конечном счете в чудесный ансамбль Ильинской площади было вписано чуждое окружению здание обкома партии (сейчас администрация области).
Ярославлю есть о чем сожалеть, но и есть что хранить, чем гордиться. Поэтому я поддерживаю позицию отдела реконструкции исторической застройки мэрии Ярославля, разделяю мнение архитектора-реставратора Семена Новикова, замечательного краеведа Владимира Гречухина и многих других ярославцев, высказавшихся в «Северном крае» за то, что на площади Волкова ничего не надо строить.
Михаил МЕЙЕРОВИЧ, краевед, бывший заместитель директора Ярославского музея-заповедника, бывший доцент Ярославского государственного университета им. Демидова.