7 февраля ничего не подозревающий водитель автомобиля «Хонда», проезжая по Суздальскому шоссе в районе улицы Гоголя, неожиданно ухнул в яму, которая была скрыта водой. Глубина ее составляла 20 см. В результате такого наезда диски колес иномарки были сильно повреждены.
По заявлению автолюбителя ГИБДД направила запрос первому заместителю мэра Владимиру Голову с просьбой определить ответственного за состояние данного участка дороги. Владимир Николаевич переадресовал запрос в департамент городского хозяйства мэрии Ярославля, а тот в свою очередь порекомендовал обратиться в главное управление архитектуры и градо-строительства. Оно же вернуло запрос в департамент городского хозяйства.
Получается, что крайних в этом деле найти не удалось и подавать иск в суд оказалось не на кого. Соответственно возмещение ущерба за поломанную машину ее владелец так и не дождался. Выходит, что за плохие дороги в Ярославле никто не отвечает.
Более 41 процента дорожно-транспортных происшествий (248 из 594) произошло в Ярославле в минувшем году в связи с неудовлетворительным состоянием автомобильных дорог, что на языке работников ГИБДД называется «сопутствующими дорожными условиями». За первый квартал нынешнего года по этой причине была зарегистрирована почти треть ДТП.
Вот что думают о городских дорогах наши читатели, которые присылают гневные письма в редакцию: «Не видеть безобразия на дорогах областного центра просто невозможно! Возьмем, к примеру, центральную часть города. Проспект, носящий имя нашего доблестного земляка маршала Толбухина, на всем своем протяжении превратился в заурядную ухабистую дорогу, на которой скрипят и плачут подвески на любом виде автотранспорта. Особое «почтение» к одноименному мосту через Которосль. Здесь и вовсе не хватает эпитетов. Вот бы включить его в таком виде в маршрут движения Президента России и других ясновельможных лиц, посещающих Ярославль!
Улица композитора Чайковского стала в нескольких местах практически непроезжей. В плохом состоянии и улица Свободы на многих участках. Почти под окнами главы Кировского района улица Республиканская превратилась в стиральную доску, и с нее невозможно повернуть на улицу другого выдающегося земляка, поэта Некрасова. Она уже лет 5 – 6 находится в таком бедственном состоянии. А всего-то надо заасфальтировать 100 – 150 метров дороги. Работы максимум на 3 – 4 дня.
При хорошей организа-
ции и того меньше.
Вот уже который год очень «приятно» прокатиться по Большой Октябрьской. В таком же состоянии и проспект Октября от Красной площади до клуба «Гигант». Можно много и много еще загибать пальцев на обеих руках сразу у нескольких человек. И вообще стоит только въехать в Ярославль по Московскому проспекту, как тут же начинаешь вместе с автомобилем нижней частью своего тела ощущать весь замысловатый профиль дороги. А как у нас расположены канализационные люки?!
О какой цивилизации может идти речь?! Просто стыд и позор! И это красноречивый показатель уважительного отношения избранных руководителей к своим избирателям – жителям города. И вывод здесь может быть только один. Его и озвучивать не надо. А за этим стоит и общее состояние автотранспорта, и аварийность на наших дорогах, и в конечном итоге ни много ни мало, а безопасность жизни горожан. Что может быть важнее?».
По мнению заместителя главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Ярославской области Андрея Сироткина, большинство улиц города находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Многие дороги не отвечают нормативным требованиям
ГОСТа. Особая ситуация сложилась на проспекте Толбухина и на ул. Б. Федоровской. Из-за ухабов, ям и выбоин здесь в соответствии с нормативами по без-опасности дорожного движения требуется запретить проезд большегрузного транспорта свыше 20 тонн или реконструировать проезжую часть. Но других объездных путей нет, КамАЗы и МАЗы до
сих пор ездят по этому маршруту.
Но, как полагает Андрей Вячеславович, не стоит драматизировать ситуацию, связанную с состоянием дорожного фонда города. Четыре года назад местные власти наконец-то начали приводить в порядок городские дороги. Раньше этим практически не занимались. В качестве достижений можно отметить, что в минувшем году по рекомендации ГИБДД в Ярославле на улицах Свердлова, Чехова и Ньютона установлено три новых светофора. Кроме того, реконструировано 13 светофоров на Московском проспекте. Устанавливаются также новые дорожные знаки и пешеходные ограждения. Но это сущий мизер по сравнению с потребностями.
У ГИБДД есть претензии и по качеству ремонта дорог. Так, заасфальтированный участок дороги может уже через год представлять жалкое зрелище. Некоторые улицы Ярославля сплошь изрыты ямами. Если ваш автомобиль попадет в одну из них, то вы можете подать иск в суд с требованием к дорожной службе возместить ущерб. Но прежде необходимо вызвать на место происшествия работников ГИБДД и оформить это как ДТП.
Для того чтобы иск был принят, размеры ямы по ГОСТу-50597-93 должны превышать 15 х 80 см, а ее глубина – 5 см. К иску надо приложить заключение ГИБДД о том, что виновник аварии – дорожная служба, и решение экспертной комиссии об оценке размера ущерба, нанесенного автомобилю.
Если судебное решение будет в вашу пользу (для этого вам придется немало попотеть или нанять хороших адвокатов), то департамент городского хозяйства мэрии или дорожная служба, ответственная за данный участок дороги, должны возместить вам затраты на ремонт автомобиля. По данным ярославского отделения Всероссийского общества автомобилистов, около 50 автомобилистов города по рекомендации общества ежемесячно подают иски в суд на различные дорожные службы. Однако назвать примеры выигрышных судов нам не смогли.
Довольно типично для некоторых районов Ярославля отсутствие на дорогах тротуаров и заграждений. С разметкой вообще странная ситуация. Взять хотя бы Московский проспект. Там она располагалась местами. Между тем качественная разметка, по мнению экспертов, снижает аварийность дороги на 20 процентов. Эту проблему, как считает зам. начальника областной ГИБДД Андрей Сироткин, «никак не может понять департамент городского хозяйства».
В Ярославле не хватает и подрядных организаций, которые ремонтируют городские дороги. Существуют два подрядчика: муниципальные предприятия «Дорожно-эксплуатационное управление» и «Городское дорожное управление». Частных фирм в этом секторе рынка нет.
И все же проблему плохого состояния дорог усилиями одной лишь ГИБДД не решить. По мнению А. Сироткина, требуется взаимодействие всех структур, которые занимаются дорогами в Ярославле. Он считает, что необходимо создать службу организации движения при мэрии города. Она могла бы заниматься планированием и разработкой прохождения транспортных потоков в городе.
Справедливости ради стоит заметить, что департаменту городского хозяйства катастрофически не хватает финансирования на эксплуатацию и ремонт дорог. В прошлом году на эти цели было истрачено всего 27 млн. рублей (на всю область потратили 106 млн. рублей). Но и эти деньги, по словам первого заместителя директора департамента Александра Утина, составляют всего лишь четыре процента от норматива. На них проводится в основном лишь замена асфальта. Один квадратный метр такого ремонта дороги стоит около 400 рублей.
На капитальный ремонт, связанный с реконструированием основания дорог, которое не проводилось с советских времен, денег практически нет. Между тем некоторые из опрошенных нами автовладельцев согласны, как на Западе, платить дополнительные налоги, лишь бы дороги ремонтировались своевременно и качественно.
Отсутствие конкурентов у муниципальных предприятий по ремонту дорог в мэрии объясняют просто. По словам А. Утина, все крупные работы проводит МУП «Дорожно-эксплуатационное управление», потому что у него есть вся необходимая крупная техника. А беды ярославских дорог зам. начальника департамента объяснил так: «Были бы необходимые средства, отремонтировали бы все дороги Ярославля, и в нужные сроки».
И вот недавно около 9 миллионов рублей поступили на счета департамента городского хозяйства из областного дорожного фонда, что сдвинуло с мертвой точки ремонт дорог. Первыми после почти годового перерыва были вновь заасфальтированы улицы в Дзержинском районе и на Суздалке. На этой неделе начали ремонт на улице Комсомольской.
Всего на нынешний год на восстановление дорожного фонда в городе планируется потратить около 80 миллионов рублей. Но и они покажутся каплей в море по сравнению с тем валом бездорожья, в котором сейчас пребывает Ярославль. Если всего в нашем городе насчитывается около 700 километров дорог, то в удовлетворительном состоянии – лишь 4 процента. Только на замену асфальта на «неудовлетворительных» улицах города, по нашим подсчетам, требуется около 268 млн. рублей.
Денис Брункевич.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.