Тон дискуссии задал доклад первого вице-президента ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, который заявил, что власть не должна самостоятельно рассматривать варианты реформирования банковской системы без согласования с банковским сообществом. Пока же происходит обратный процесс. Наглядный пример – рассмотрение проекта увеличения размера собственного капитала банков до 5 млн. евро.
Не у каждого регионального банка есть возможность найти столько средств, чтобы выжить. Эту реформу банковской системы лоббируют руководители крупнейших московских банков, желающие поглотить все мелкие и создать в России несколько своих финансовых империй. Сегодня, например, в Центральном федеральном округе 720 коммерческих банков, из них 650 расположены в Москве и Московской области, а в остальных максимум 10 на регион.
Как заявил Гарегин Тосунян, в сегодняшних условиях такая реформа не увеличит ресурсы банковской системы России, а «будет означать резкое сокращение количества банков, что приведет к еще более значительному сокращению объема предоставляемых банковских услуг. Особенно сильно это почувствуется в регионах, куда не пойдут работать крупные банки. И такая тенденция уже наметилась, о чем говорит хотя бы сокращение на треть количества отделений Сбербанка».
Управляющий Северным банком Сбербанка России Владимир Рыбин подтвердил тенденцию. Сегодня его кредитное учреждение может выдать одному заемщику кредит в 750 млн. рублей, но такой объем инвестиций никому не нужен. Банкиры сообщили, что о негативных последствиях такой реформы уже доложено Президенту России Владимиру Путину, от решения которого зависит судьба мелких региональных банков России.
На заседании ассоциации обсуждался вопрос о гарантировании вкладов физических лиц, что должно повысить доверие к банкам населения. Сегодня уже разработано семь вариантов закона, этот вопрос муссируется несколько лет. Президент России Владимир Путин попросил быстрее закончить обсуждение и выработать один законопроект. Банкиры не исключают, что после указания главы государства может родиться далеко не самый лучший вариант. Никто принципиально не выступает против создания системы гарантирования вкладов, но руководители банков не хотят, чтобы у них забирали средства в некий фонд, который потом будет инвестироваться неизвестно куда.