Воинская слава наших далеких предков. Что о ней знают нынешние защитники Отечества? Чтобы получить ответ на этот вопрос, корреспонденты «Комсомольской правды» предложили бойцам двух подмосковных воинских частей заполнить анкету, в которой были пять вопросов о Ледовом побоище, произошедшем 760 лет назад. В течение часа 72 солдата и сержанта корпели над анкетами. И вот что выдали на гора наследники боевой славы Александра Невского. В каком году произошло Ледовое побоище – точный ответ здесь только дали 23 бойца. Остальные продемонстрировали внушительный временной разброс: от ледникового периода до недавнего 1993 года. Столько же – 23 солдата – угадали место сражения. Правда, двое из них назвали озеро «Чуйским», а еще один уточнил: «На Чудском озере, на стадионе ЦСКА». Ни один, однако, из правильно ответивших не знал, где находится Чудское озеро. Большинство указали Новгородскую область, а не Псковскую, как следовало.
В остальных ответах были такие варианты: «под Питером», «Ичкерия», «Республика Саха», «Татарстан», «Истония», «Европа», один боец написал, что наши замочили ворогов в Байкале. Войска каких стран в Ледовом побоище участвовали? Тут правильно назвали Русь и Ливонский орден 39 служивых – больше половины. Однако в остальных анкетах противниками русичей назывались литовцы, французы, татары, поляки, финляндцы и даже вся Европа в целом. А один старший стрелок решил проблему по-солдатски смекалисто: «сражались наши и не наши».
Относительно того, кто руководил русскими дружинами, 48 ответов были точны – князь Александр Невский. Но и в данном случае не обошлось без разброса мнений. Три бойца назначили на пост предводителя дружин Дмитрия Донского и три – Юрия Долгорукого. Кроме того, в анкетах фигурировали Иван Грозный, Петр Первый, Кутузов и даже Жуков, почему-то разжалованный из маршала в полковники. Глубже всех проник в дебри истории рядовой по фамилии Богачев: по его мнению дружины на лед выводил Александр Македон-ский. А ефрейтор Закоруль, наоборот, по максимуму осовременил тот далекий бой и написал: «Никто не руководил русскими дружинами. Была демократия». Примирил двух только что названных «ответчиков» командир отделения Сергеев: «Не знаю кто, но мужик был продуманный». Пятый вопрос анкеты был довольно простой (кто победил?), и ответ тут напрашивался сам собой. Поэтому правильно ответили 62 человека: «Россия», «Русь», «россияне», «русские». Был и ответ с комментариями: «Русичи замочили немцев в прямом и переносном смысле». И наконец, один из отвечавших существенно отредактировал легендарное изречение Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, того мы убьем!»
Обработав анкеты, газета пришла к выводу, что нынешнему нашему воинству до возрождения многовековых традиций российского воинства еще далеко.
* * *
Историческое прошлое, правда, не столь давнее, заинтересовало и губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Ему в руки попали два документа 1941 и 1942 годов. Первый – постановление Государственного комитета обороны «О строительстве специальных убежищ в городах Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде». Второй документ – акт приемки в Саратове «специального командного пункта», в котором отмечено, что горностроительные отделочные работы выполнены на «отлично», а сантехнические на «хорошо». В Куйбышеве (по нынешнему – в Самаре) «спецубежище» давно уже обнаружено, в Саратове – нет. Губернатора Аяцкова это взволновало. Значит, надо и в Саратове отыскать бункер, предназначавшийся для «отца народов». С помощью очевидцев-старожилов и специалистов-поисковиков было установлено место нахождения предполагаемого бункера. Это известная всем горожанам Соколова гора. Там идут раскопки. Губернатор заявляет, что секретный объект, который после войны был якобы засыпан, будет обязательно откопан и там откроется музей. Корреспонденты опять же «Комсомольской правды» поинтересовались, не много ли музеев будет. «В самый раз! – ответил Дмитрий Федорович. – А как еще прикажете воспитывать патриотизм?»
Да, без сталинского бункера воспитывать патриотизм, наверное, будет в самом деле трудно.
* * *
Григорию Явлинскому на днях исполнилось 50. Широкой общественностью юбилей лидера «Яблока» не был замечен. Но газета «Московский комсомолец» заметила, поздравила Григория Алексеевича и пожелала ему физического и политического долголетия. При всей своей внешней мягкости, Явлинский, как считает газета, – это единственный несгибаемый политик, один из немногих, кто не изменял ни своим убеждениям, ни своим избирателям. Действительно он единственный, кто много раз отказывался принять столь вожделенные для многих посты министра, вице-премьера. Его обвиняли в том, что он уходит от ответственности. А он возражал: «В нашей стране этого можно не бояться. Смотрите, что творили власти, но разве кто-нибудь понес ответственность?» Идти в правительство он соглашался только со своей командой и со своей программой. Ему этой возможности не предоставили. Конечно, неизвестно, что бы получилось у его команды, если бы такая возможность была предо-ставлена.
Тем не менее, в этой своей «упертости», как метко и образно выразилась газета, «Явлинский – это явление».
Подготовил Александр МАКАРОВ.