Виталий СОКОЛОВ, предприниматель:
– Это смотря о какой независимости говорить. Советский Союз был очень независимым материально. Жил себе за «железным занавесом» своим натуральным хозяйством. Плохоньким, но своим. Ездили на своих громыхающих «Москвичах» и «Жигулях», ничего не знали о персональных компьютерах и мобильных телефонах, мариновали свои вечнозеленые помидоры, ели кислые грузинские мандарины.
Я не думаю, что это было хорошо. Весь мир живет благодаря международному разделению труда. Конечно, должна быть продовольственная независимость на случай всяких форс-мажоров. Товаров надо больше своих производить, а не только нефтью и газом торговать.
Другое дело политическая независимость. И вот тут, когда нам начинают Европа и Америка диктовать, я беспокоюсь о независимости России.
Юрий ИВАНОВ, заслуженный изобретатель РФ:
– Россия тогда обретет подлинную независимость, когда станет независимой от самодурства и некомпетентности властей, от вечного преклонения перед Западом. А для этого надо россиянам вытравить из себя остатки рабства. У нас глобальные возможности, природные, ресурсные, чтобы быть независимой страной. День России, по-моему, должен стать днем, когда мы с уважением вспоминаем о великом прошлом нашего народа и думаем, как сделать достойным будущее.
Александр, менеджер, 25 лет:
– Я точно знаю, что Россия не зависит от меня. И мое мнение: если я могу как-то повлиять на происходящее в стране, то только силовыми методами. Но если честно, меня все это мало волнует. У меня полностью отсутствует любовь к Отчизне, к родным полям и лесам. Я здесь только проживаю, и мне по барабану территориальная целостность, репутация и престиж в мировом сообществе.
Денис, дизайнер, 29 лет:
– От Эфиопии не зависит. Ну или Зимбабве какого-нибудь. В общем, от слаборазвитых стран. Мое мнение – Россия давно перестала быть суверенным государством.
Виктор, программист, 25 лет:
– Интересный вопрос... Я полагаю, нельзя назвать Россию абсолютно независимой от чего-то или кого-то. В мире все явления и уж тем более государства связаны друг с другом в той или иной степени. Считаю, что независимость в политическом смысле – это не отсутствие зависимости, а возможность самостоятельно влиять на те или иные события. А это у нашей страны пока получается.
Дарья СИЗОВА, 25 лет, педагог дополнительного образования:
– Россия независима от общественного мнения. Что бы про нас ни говорили, мы будем жить так, как мы умеем, хотим и можем. Я считаю, что это самый странный праздник: от мнения простого народа в рамках нашей страны все равно ничего не зависит.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА, методист кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ:
– Россия не может быть независимой, потому что мы все живем на одном земном шаре. Как человек не может быть абсолютно независим, так и страна не может быть независимой. А конкретно Россия независима от народа.
Евгений ЕРМОЛИН, профессор ЯГПУ:
– Исторически Россия независима от имперских обязательств. Наша страна не раз отстаивала свою независимость, и этот день можно назвать днем победы над всеми врагами.
Марина КРОТОВА, социолог:
– Недавно получила исследования своих московских коллег. В отличие от вас они задали гражданам более понятный вопрос: гордитесь ли вы государством, в котором живете? Выяснилось, что 57 процентов россиян гордятся своей историей, а тех, кто горд за день сегодняшний, два года назад было 24 процента, а сейчас – 18. Это скрытая форма несогласия с тем, что делает сегодня власть. Она фактически все более независима от народа. И это тревожит.