Этот факт привел на заседании координационного совета депутатов Ярославской области глава Большесельского муниципального округа Владимир Удачин. Тема эффективности лесопользования стала главной в повестке дня совета, а примером уголовного дела Владимир Иванович хотел подтвердить насущную необходимость принятия областного закона о введении границ лесхозов в границы муниципальных округов.
С такой законодательной инициативой уже не первый год обращаются в Думу области собрания представителей трех районов – Большесель-ского, Любимского и Мышкин-ского, в административных границах которых охрану лесов осуществляют лесхозы соседних районов. В Большесель-ском – Рыбинский, Угличский и Тутаевский лесхозы, в Мышкинском – Угличский, Рыбинский и Некоузский, в Любимском – Первомайский. Однако до 2001 года, пока лесхозы были в ведении федеральной лесной службы, о приведении их границ в соответствие с границами районов не могло быть и речи. Теперь государственные леса перешли в ведение областного комитета природных ресурсов, что позволяет принять долгожданные решения.
– Глава округа отвечает за комплексное развитие территории, – поддержал Удачина заместитель председателя Госдумы Валерий Шамин. – На деле получается, что три лесхоза соседних районов рубят лес в его округе, а оставляют только проблемы.
Случай в Тутаевском лесхозе, по его мнению, как раз и спровоцирован тем, что Большесельское лесничество от тутаевских руководителей и правоохранительных органов на отшибе, а большесельским неподконтрольно.
Не столь вопиющие, но похожие примеры, когда работники лесхозов распоряжаются в государственном лесу как в собственном огороде, на заседании приводились часто.
– Ездил я в леса на север района, – рассказал даниловский глава Андрей Евтушенко, – заметил, что на опушке срубы дома и бани. Рядом лес первой категории. Там только санитарные рубки позволены, а бревна в срубах хорошие. Людей, которые этот дом и баню строили, нет. Сообщил в милицию о странных срубах, и что вы думаете – на другой день ни дома, ни бани как не бывало. Увезли. Нет сомнений, что лес был ворованный и в лесничестве у расхитителей свои люди.
Проблема привязки лесхозов к территориальным округам, однако, не столь проста. Особая позиция здесь у комитета природных ресурсов по Ярославской области, который выступает против проекта приведения границ гослесхозов в соответствие с границами муниципальных образований. Финансовое положение лесхозов в этом году ухудшилось, так как старый порядок возврата денег лесхозам за лесопосадки отменен, а новый механизм пока не заработал. Деньги, полученные с заготовителей за лесопользование, направляются также в федеральный бюджет, а назад возвращается лишь 50 процентов. У лесников теперь меньше вариантов пополнить свой заработок на рубках ухода и посадках, а на их оклады – всего 600 рублей – семьи не прокормить. Возникла реальная угроза массового ухода людей.
В этих условиях не до создания новых лесхозов в границах названных районов. Для каждого нужно набрать штат 15 человек, построить контору, жилье для специалистов, купить как минимум два автомобиля. По подсчетам комитета природных ресурсов, в один такой лесхоз надо вложить 18 миллионов рублей. Часть лесничеств придется делить пополам. Некоторые угодья могут оказаться очень далеко от баз лесхозов.
– В свое время лесхозы поделили по лесам, а не по административным границам именно для того, чтобы максимально приблизить обслуживаемые участки к базам, – сказал исполняющий обязанности руководителя комитета Виктор Белянкин. – А то у нас сейчас так получается: хорошие леса вблизи дорог все вырублены, а расчетная лесосека ежегодно не исполняется, береза и осина гниют на корню.
Эти возражения вызвали негодование у большинства депутатов и глав администраций.
– Как пожар тушить, когда лес горит на Ухре в Пошехонском лесхозе, все почему-то вспоминают, что это территория Даниловского округа, – заметил Андрей Евтушенко. – И мы не считаемся с тем, что это чужой лесхоз, едем тушить. А пользоваться этим лесом не можем – он не наш. Да и все ссылки на бедность лесного хозяйства под большим вопросом. Удивляет, что при мизерных заработках лесники у нас – самые богатые люди, почти у всех машины.
Депутаты из Любима стали доказывать, что жителям их района, которые привыкли все вопросы решать в своем райцентре, не с руки ехать в соседний район за поленницей дров.
Поддержали Белянкина только депутаты из Первомайского района. Их аргумент – промышленности в районе нет. И леса – гнилые осинники. Если в соседние районы «уйдут» из лесхоза сосновые боры, то и единственное предприятие – лесокомбинат – встанет.
По мнению же большинства участников заседания, лесопереработчикам в нынешних условиях совсем не важно, на территории какого лесхоза рубить лес, лишь бы везти недалеко. А взять в аренду любой участок можно на аукционе. Ввести же лесное хозяйство в рамки округов необходимо и для комплексного использования ресурсов территорий, и для их охраны. Местные администрации в этом случае будут кровно заинтересованы в том, чтобы воспрепятствовать любым лесонарушениям, помочь лесникам, подключив для охраны и патрулирования боров и особо охраняемых территорий силовые структуры районов. Кстати, такое сотрудничество предусмотрено проектом постановления администрации области «О мерах по пресечению незаконной заготовки, перевозки и реализации лесоматериалов».
Практически безнаказанное воровство леса давно вышло за рамки мелких хищений и представляет собой хорошо отлаженную криминальную отрасль. В ней кроме подпольных бригад лесозаготовителей используются 250 пилорам, десятки лесовозов. Ущерб лесному хозяйству за пять лет вырос в четыре раза и достиг 20 млн. рублей в год. Поэтому предлагаемое депутатами решение – деление лесхозов по округам – становится особенно актуальным.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.