в 490 млн. рублей (16 млн. долларов) муниципальному предприятию «Ярославльводоканал» под 23 процента годовых. Если банкиры одобрят принципиальные условия этой сделки, которую независимые от мэра депутаты муниципалитета давно назвали кабальной, в качестве процентов ЕБРР получит 668 млн. рублей. В соответствии с решением муниципалитета областного центра от 16 января 2002 года «Ярославльводоканал» или в случае его неплатежеспособности городской бюджет должен с учетом комиссии заплатить в течение десяти лет 1 млрд. 168 млн. рублей.
Битва за деньги,
или История страсти
О том, как мэрия Ярославля под руководством Виктора Волончунаса пробивала злополучный кредит, уже можно снимать мыльный телесериал. «Северный край» подробно знакомил читателей со всеми этапами продавливания этого решения через муниципалитет (см. материалы «Долги мэра оплатят наши дети» и «Волончунаса – на чистую воду» в номерах за 17 и 18 января). Напомним, что при обсуждении этого вопроса на заседании муниципалитета несколько депутатов выступили резко против того, чтобы за-ключать эту сделку.
Депутата Александра Цветкова возмутила слишком высокая процентная ставка, а также тот факт, что 700 тысяч долларов (!) должно быть потрачено на некие «консультационные услуги». По мнению Цветкова, за этим кроется кормушка для шустрых московских ребят.
Главный врач клинической больницы № 1 Юрий Матвеев поддержал своего коллегу по депутатскому корпусу. По его мнению, мэрия хочет провести реконструкцию за счет горожан. Юрий Матвеев считает, что правильнее было бы вести модернизацию по частям, а не ввязываться в авантюры, за которые придется расплачиваться нашим детям.
Депутат Александр Симон предложил спросить у горожан, нужна ли им такая вода. По его мнению, прежде чем брать кредит, необходимо провести по этому вопросу общегородской референдум.
Резко против мэрских планов высказался и депутат Олег Виноградов. Он считает, что кредит не нужно брать вообще, тогда нам не придется отдавать грабительские проценты, а реконструкцию можно провести за счет собственных средств.
Однако под беспрецедентным давлением чиновников народные избранники дрогнули. За выдачу гарантии по займу проголосовали пятнадцать человек, один воздержался, пять были против.
Позор
на всю Европу
Итак, мэр победил. Но история на этом вовсе не закончилась. Депутат муниципалитета Александр Симон, потерпев поражение в открытом бою, решил действовать партизан-скими методами. По его мнению, депутаты вообще не имели права давать гарантию по займу, поскольку Ярославский муниципалитет не зарегистрирован в соответствии с законами РФ и уставом города.
Еще в прошлом году Александр Симон подал в суд на всех своих коллег по муниципалитету. Народный избранник просил Фемиду заставить депутатов зарегистрировать муниципалитет в качестве юридического лица, а попутно признать не имеющими законной силы все его решения с августа 1995 года. Как считает Симон, муниципалитет не имеет никаких признаков юридиче-ского лица: у него нет ни счета в банке, ни своего имущества, ни аппарата. О какой независимости муниципалитета, по мнению Симона, можно говорить, если даже столы и стулья для депутатов покупает мэрия. Районный и областной суды в удовлетворении жалобы Симона отказали, а потому тот написал запрос в Конституционный суд. Депутат просит определить, имеет ли право представительный орган Ярославля действовать без официальной регистрации или его нужно обязательно регистрировать.
Пока неизвестно, принял ли Конституционный суд к рассмотрению запрос Симона. Но копию этого запроса депутат отправил в московский офис ЕБРР в качестве доказательства того, что муниципалитет превысил свои полномочия, выдав гарантии по займу. Депутат сообщил банкирам, что он, как член муниципалитета, не хочет быть ответственным за незаконные решения.
Чиновники ЕБРР ответить Александру Симону не соизволили. Зато весьма оперативно переслали копию его письма... в мэрию Ярославля. Европейцы использовали привычную советскую бюрократическую схему, передав жалобу тому, на кого жалуются. Их понять можно: только было обо всем договорились, а тут из-за какого-то горлодера буквально уходят из-под носа эдакие деньжищи. Говорят, что подчиненные Виктора Волончунаса страшно возмутились «некорректными» действиями Симона. Опозорил, дескать, нас на всю Европу.
Симон же не успокоился и теперь намерен обратиться в центральный офис Европейского банка в Лондоне, поскольку твердо убежден, что некомпетентность городских чиновников граничит с вредительством.
– 16 млн. долларов будут зарыты в землю. Проконтролировать их использование невозможно. Чиновники мэрии не дают депутатам наделить контрольно-счетную палату правом осуществлять контроль над собственностью города, к которой относится и имущество муниципальных предприятий. Ведь и «Ярославльводоканал» – именно на него будет оформлен кредит – это тоже муниципальное предприятие. Чего боятся чиновники? Что такого страшного могут узнать работники палаты, подотчетной депутатам? Возникает мысль: кто не хочет быть под контролем, тот собирается быть нечистым на руку. Я очень хочу, чтобы жители города Ярославля пили чистую воду, но лягу костьми, чтобы они не пили ее втридорога, – горячился Александр Симон.
Впрочем, может быть, эта его боязнь, что деньги в «Водоканале» будут тратиться бесконтрольно, несколько преувеличена. Присмотреть за деньгами будет кому. Ведь в МП «Ярославльводоканал», куда и поступят 16 млн. долларов, нынче трудится сын мэра Дмитрий Волончунас, бывший работник налоговой полиции...
Зачем же было табуретки ломать?
Впрочем, очень может быть, что никаких миллионов Ярославль так и не получит. Неожиданно среди тех, кто недоволен условиями займа, оказался – держитесь за стул – мэр Ярославля собственной персоной. На последнем заседании коллегии мэрии Виктор Волончунас устроил нагоняй своим подчиненным, которые не смогли внятно объяснить, что же они планируют сделать в ближайшие годы по улучшению водоснабжения.
Мэр наконец-то понял, что депутаты муниципалитета, выступавшие против кредита, имели для этого основания. Как оказалось, Виктору Владимировичу в Госстрое и столичном фонде «Институт экономики города» объяснили, что дельцы из ЕБРР «задирают» проценты по кредиту. Мэр заявил, что теперь он обратится во все инстанции – от губернатора до Правительства России, чтобы те воздействовали на ЕБРР своим авторитетом и помогли снизить процент-ную ставку.
Почему до мэра только сегодня дошло то, что было ясно Цветкову, Матвееву, Симону и Виноградову еще три месяца назад, непонятно. Ярославль – не единственный город, которому ЕБРР готов предоставить кредит на ремонт водопровода. Как сообщает информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг», Республика Коми планирует получить заем на модернизацию систем водоснабжения Сыктывкара и Воркуты в размере 15 млн. евро на достаточно льготных условиях. Первые четыре года ставка по кредиту будет равна 6 – 8 процентам годовых, а после завершения строительства объектов банк предоставит право республике растянуть срок возврата денег до 15 лет.
Почему же Ярославлю были предложены другие, кабальные условия? Скорее всего, ЕБРР просто хотел заработать на Ярославле. Ведь банк хочет дать в кредит не свои деньги. Он – посредник, который намерен занять средства на российском финансовом рынке под свое громкое имя, выпустив рублевые векселя под 16,5 процента годовых. За посредничество банк намерен взять еще 6,5 процента.
Если бы не сопротивление нескольких депутатов муниципалитета, то желание мэрских чиновников взять кредит под любые проценты дорого обошлось бы горожанам. Город-ские руководители очень напоминают советских хозяйственников: главное – выбить как можно больше фондов (денег), освоить их, а как отдавать – это второй вопрос.
Напомним, что покрывать финансовые обязательства по займу городские власти собирались за счет увеличения тарифов для населения на услуги водоснабжения в 6 раз. Если в 2001 году семья из трех человек платила за воду и канализацию 56 рублей, то к 2007 году эти расходы планируется увеличить до 333 рублей в месяц.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.