Но, дожив до 72-х лет, наш герой захотел комнату все же продать. Его понять можно. Продажа комнаты помогла бы Виталию Александровичу обеспечить себе и гражданской жене Нине Сергеевне спокойную старость. А жить они собирались, как и раньше, в квартире Нины Сергеевны. Прожили вместе уже целую вечность – 23 года. Прежде Виталий Александрович женат не был. Потому и законными наследниками, которые могли бы претендовать на его жилплощадь, не обзавелся. Поэтому продажа была лучшим, если не единственным, решением.
Покупатель нашелся быстро. Дело было за одним – комнату необходимо сначала приватизировать. А она, напомним, в коммуналке. Долго ли, коротко ли, но, обивая чиновные пороги, Виталий Александрович дошел в итоге до стола дежурного инспектора агентства по приватизации.
– А вам, дедушка, приватизация не положена, – заявила инспектриса и вернула Виталию Александровичу его краснокожую паспортину, – гражданином России вы не являетесь.
«Дедушка» сначала не понял:
– Да ведь я коренной ярославец! Из области сроду не выезжал, прописка ярославская. В своей комнате прописан с 1978 года!
– А где здесь написано, что вы гражданин России? – отвечают ему, – где вкладыш, на котором это указано?
Вкладыши о гражданстве РФ, о которых говорила инспекторша, действительно, выдавались – тем, кто прибыл в Россию после 6 февраля 1992 года. Жители российских городов и весей, уже имевшие российскую прописку на 6 февраля 1992 года, признавались гражданами автоматически, без наличия вкладышей!
Но если вы рядовой гражданин преклонного возраста – попробуйте доказать это чиновнице «при исполнении». У нее и власть, и голос, и вес (административный плюс собственный). А просителю уже 72 года, и ноги его после бесконечных хождений и очередей едва-едва держат.
Он бы, может, и рад сменить свою «серпастую книжицу» на гордого двуглавого орла. Но поглядел, как люди с ночи очередь на обмен паспортов занимают, – и отступился.
– Да мне и без того... два понедельника осталось. А в этой очереди я сразу помру.
Хотел Виталий Александрович народному депутату пожаловаться, но тот отбыл на важное совещание и жалобщика не принял.
– Стало быть, я гражданином не являюсь, – рассуждает Виталий Александрович, – соседи, которые 5 лет назад из Дагестана прибыли, – уже граждане, у них вкладыши имеются. Уроженец знойного юга на рынке куртками торгует – и он, глядишь, гражданин России. А я себе гражданства за 70 лет не заработал.
Спасение от узаконенного беззакония дает, как в России испокон века принято, небольшое жульничество. Остапы Бендеры никогда не переведутся на Руси. За ничтожную сумму в 130 рублей профессиональный нотариус выписал доверенность на право распоряжения комнатой тому самому заждавшемуся покупателю. Этот великодушный комбинатор мгновенно приватизировал жилплощадь по своему паспорту (на имя Виталия Александровича, конечно). И тут же купил ее.
Эпопея, длившаяся с начала мая по сентябрь, завершилась. Ликуйте, дорогие читатели! Покупатель получил комнату, старики – лишний кусок масла на свой пенсионерский хлеб, а чиновники... кстати, что они-то об этом думают?
По словам директора агентства по приватизации жилья Надежды Ершовой, советский паспорт, даже с пропиской до 6 февраля 1992 года, о гражданстве РФ не свидетельствует. Поскольку с 1 июля 2002 года принят новый закон о гражданстве, в соответствии с которым «гражданство удостоверяется документами».
Поэтому без дополнительной справки из паспортной службы, подтверждающей, что вы гражданин России, о приватизации и не заикайтесь. Закон суров, но он закон!
Правда, в паспортной службе искомую справку все равно выпишут на основании того самого, прежнего, закона о гражданстве. Потому что, как разъясняет начальник паспортно-визовой службы Татьяна Агапова, принятие нового
закона не отменило уже состоявшегося в 1992 году признание за гражданами их гражданских прав. Никаких указаний на этот счет из министерства не поступало.
Таким образом, работники агентства не правы даже с точки зрения закона, который столь рьяно отстаивают. Кстати же, Виталий Александрович ведь начал свою «одиссею» в мае, когда до принятия нового закона оставалось 2 месяца.
Что ж, желание оказаться святее Папы Римского, выполнить и перевыполнить закон – разве это не похвальное стремление? А что при этом на человека наступили, так пусть не суется под колесо закона.
А что говорит сам пострадавший?
– Меня оскорбили, не признавая во мне гражданина. Мало того, меня еще и ограбили на 800 рублей. Я заплатил 1580 рублей за то, чтобы документы о приватизации подготовили за 3 дня. А получил их – через месяц. Они даже собственные обязательства нарушают!