В открытом письме лидеры этих организаций обвинили губернатора в том, что он устранился от контроля за ситуацией вокруг банкротства ТМЗ и отказывается от встреч с трудовым коллективом. Вчера Анатолий Лисицын решил доказать, что это не так, и постарался ответить на все вопросы, которые ему задавали в зале заседаний на ТМЗ. - Мы делали все возможное, чтобы не допустить саму процедуру банкротства, поскольку понимали сложность положения, - сказал губернатор. - Мы воздействовали на все федеральные структуры, даже запрещали арест имущества предприятия. Но из-за долгов завода перед бюджетами он не попал в реструктуризацию, и это сломало все наши аргументы. Нас поставили перед фактом, что надо начинать процедуру банкротства. Глава региона отвел все упреки в том, что он якобы не контролирует ситуацию с банкротством: - Никаких бесконтрольных разрушительных действий на заводе во время процедуры банкротства допущено не будет. Процесс под нашим контролем, и мы не допустим, чтобы здесь возникли негативные моменты, слухи о которых вас настораживают и создают панические настроения. Могу твердо сказать, что и сегодня, и в 2003 году вы обеспечены работой и будете получать зарплату. Но начиная с 2004 года перспективы предприятия совершенно туманны. Губернатор заявил, что сейчас ТМЗ входит в сферу интересов автомобильного холдинга "Руспромавто" - дочерней фирмы компании "Базовый элемент" (ранее - "Сибирский алюминий") российского предпринимателя Олега Дерипаски. По мнению Анатолия Лисицына, сегодня это единственный и самый реальный претендент на ТМЗ, который заинтересован в этом предприятии. У главы региона нет иллюзий по поводу перспектив самостоятельного развития ТМЗ: будущее у завода есть только в союзе с "Автодизелем". Собственник почти 50 процентов акций ЯМЗ и 19 процентов акций ТМЗ холдинг "Руспромавто" собирается объединить два предприятия для создания современного производства дизельных двигателей. - Только в рамках реструктуризации ЯМЗ и ТМЗ мы можем определить параметры вашей производственной программы. Понимаем, что главным критерием будущего развития дизелестроения в Ярославле будет экономическая целесообразность. Но для нас важен социальный вопрос: мы обязаны сохранить рабочие места, этот завод в любом варианте должен быть градообразующим, сохранить налогооблагаемую базу в Тутаеве. Для нас это задача обязательная, - утверждал Анатолий Лисицын. В качестве гарантий для работников завода и местной власти губернатор рассчитывает подписать с "Базовым элементом" и профсоюзами договор об условиях объединения ЯМЗ и ТМЗ, который бы содержал обязательства сторон о сохранении рабочих мест и налогооблагаемой базы. После публичного заключения такого соглашения возможен и выход ТМЗ из процедуры банкротства. Анатолий Лисицын не исключает и вариант заключения мирового соглашения с кредиторами ТМЗ, которыми являются прежде всего бюджеты всех уровней. Это позволило бы не доводить дело до полного банкротства завода - стадии конкурсного производства, когда активы предприятия продаются на аукционе в счет погашения долгов. У завода, по мнению губернатора, еще есть резервы для экономии средств. Речь в первую очередь идет о борьбе с воровством, годовой ущерб от которого оценивается в 50 - 60 млн. рублей. Анатолий Лисицын рекомендовал увольнять воров и пьяниц сразу же и без церемоний. Генеральный директор завода Борис Пешков сказал, что еженедельно с предприятия уходит по 10 - 15 человек: одни находят лучшую работу, от других избавляются как от нарушителей трудовой дисциплины. Руководитель ТМЗ считает, что если ЯМЗ в преддверии будущего объединения передаст в Тутаев заказов хотя бы на 20 млн. рублей в месяц, завод сможет заключить мировое соглашение с кредиторами и выйти из процедуры банкротства. А пока даже от введенного временного наблюдения предприятие терпит убытки: после этой новости партнеры стали сокращать объемы работы с заводом. Губернатор заявил, что в эту пятницу на встрече с премьер-министром России Михаилом Касьяновым будет обсуждаться стратегическая концепция развития отечественного автодизелестроения, подготовленная "Базовым элементом". Исходя из нее и можно будет говорить о перспективе двух заводов - ТМЗ и "Автодизеля". Только после их объединения в единую компанию, по словам губернатора, на предприятиях появятся инвестиции. - Задают вопрос: почему "Базовый элемент" до сих пор не вкладывает деньги, хотя уже полтора года владеет акциями наших заводов? Куда вкладывать деньги - в наши долги? Нет, инвестиции пойдут только тогда, когда будет определено, что будет в основе производства - новый российский или иностранный двигатель, - уверен Анатолий Лисицын. На снимках: на встрече с губернатором зал заседаний ТМЗ был полон. Фото автора.