Комиссия по разграничению полномочий под руководством Дмитрия Козака разработала два законопроекта. Они предлагают закрепить за каждым уровнем публичной власти (федеральным, региональным и местным) четкий круг полномочий и обязанностей, вмешиваться в исполнение которых верхнему уровню власти будет запрещено. Для исполнения полномочий за уровнем власти закрепляется собственная доходная база. Делегировать свои полномочия на нижний уровень без передачи финансов запрещается.
В ближайшее время регионам придется разбить свои территории на 28 тысяч муниципальных округов. Округом станет каждый населенный пункт, где живет более тысячи человек. В нем будет свой парламент, своя исполнительная власть, налоги, бюджет, милиция и т.п.
- Местное самоуправление - это максимальное вовлечение людей в систему управления жизнью. Где такого результата можно добиться - в поселке, волости, сельском совете? Мы пока создали систему, в которой просто переименовали бывшие государственные районы в муниципальные округа. При этом поручили решать вопросы жизни населения тем же 100 - 200 чиновникам, которые здесь остались, - заявил губернатор области Анатолий Лисицын на пресс-конференции, посвященной последнему заседанию Госсовета, на котором президент России обсуждал с губернаторами проект реформы органов местного самоуправления.
Глава региона в целом положительно ценил предложения комиссии Дмитрия Козака, назвав их "прогрессивными" и "ожидаемыми". Пока остается не вполне ясным, какие доходные источники отдадут местному самоуправлению. Именно финансы, по мнению Анатолия Лисицына, станут определять состоятельность реформы:
- Федеральный центр все финансовые ресурсы и рычаги управления может собрать в Москву. Тогда возникает одна проблема: насколько правительство России сможет и будет в состоянии руководить финансовыми потоками, доходя до самих муниципальных образований. Я считаю эту идею абсурдной, и она не может привести ни к каким позитивным результатам в вопросах развития местного самоуправления. А сегодня мы видим, что идет перекачка всей структуры управления государством в пользу федерального центра. У регионов-доноров отбираются те доходы, которые они зарабатывают и наращивают.
Губернатор привел свежий пример - по проекту нового Водного кодекса область ежегодно будет терять порядка 60 млн. рублей. Анатолий Лисицын считает, что пока население по большому счету не готово взять на местах власть в свои руки. Он сослался на данные социологических опросов, которые показывают, что жители не очень понимают суть местного самоуправления. Глава региона полагает, что это происходит из-за того, что у местного самоуправления пока нет никаких финансовых рычагов:
- Когда будут определены собственные доходные источники местных бюджетов, станут ясны возможности решения проблем, то появится желание населения участвовать в работе местного самоуправления.
Цена коренного переустройства России, по словам Анатолия Лисицына, пока не обсуждалась.
Рассказал глава региона и о некоторых особенностях формирования областного бюджета на 2003 год. Планируется, что доходы и расходы казны вырастут на 12 процентов. Особое внимание будет уделено решению проблем в здравоохранении:
- По медицине увеличение расходов бюджета произойдет на более внушительную сумму - до 18 - 20 процентов. Следующий год мы хотим назвать условно годом здравоохранения. Мы видим в этой отрасли самый большой сгусток проблем, которые в какой-то степени можно решить в будущем.
С 1 января зарплата бюджетникам будет увеличена на 10 процентов. По итогам первого полугодия "Белый дом" намерен определиться с повышением зарплаты еще на 30 процентов, как это планирует сделать Правительство России. Пришли и свежие новости из Москвы. Наша область вместо 1 млрд. рублей компенсации за изъятие табачных акцизов может претендовать только на 572 миллиона. Но и эта цифра еще не утверждена Госдумой России. Такой размер компенсации губернатора устраивает.
Прояснилась ситуация и вокруг кредита Европейского банка реконструкции и развития для МУП "Ярославльводоканал". Анатолий Лисицын неделю назад направил мэру Виктору Волончунасу письмо со своими условиями предоставления гарантии по кредиту со стороны "Белого дома" и передал документы на обсуждение депутатам областной Думы. Глава региона отказался давать обязательство в течение 10 лет не менять нормативы отчислений по налогам для бюджета Ярославля. Это было воспринято некоторыми как охлаждение отношений между двумя политиками.
- Я не знаю, почему тут кто-то раздувает ситуацию, что идет какая-то война? Никакой войны нет, есть элементарная экономическая логика. Сегодня этот вопрос уже согласован, мы с мэром Ярославля достигли принципиальной позиции. Мэрия по настоянию ЕБРР хотела получить гарантию от администрации на 10 лет. Но ведь это смешно. Сегодня, когда нет устоявшихся межбюджетных отношений, федеральный центр ежегодно меняет нам доходные источники и забирает себе все больше денег, мы вдруг зафиксируем налоговую базу Ярославля на 10 лет на одной планке. Виктор Волончунас согласился с нашим вариантом - мы не станем ухудшать финансовую базу Ярославля, будем ее контролировать и всячески способствовать тому, чтобы мэрия рассчитывалась с кредитом. Сегодня проделана достаточно большая работа по получению кредита ЕБРР, мы не станем выступать против его получения.