Анатолий Федоров, заместитель Анатолия Лисицына по финансам, был не менее благодушен – в областной бюджет в 2001 году собрано 3,237 млрд. рублей, что на 9 процентов больше прежнего. Недоимки предприятий сократились в несколько раз и остались в размере 220 миллионов. Все социальные расходы, включая выплату зарплаты бюджетникам, финансирование здравоохранения, образования, социальной сферы и культуры, профинансированы на 100 процентов.
Итог подвел первый заместитель губернатора Владимир Ковалев:
– Руководство администрации области почувствовало элементы управления. Если раньше мы не всегда знали, как себя вести, то теперь управляем большинством процессов в регионе.
Все эти слова были сказаны вчера на пресс-конференции, где первые лица региона отчитывались об итогах работы в прошлом году.
С высокой трибуны руководители области заявили, что финансово-промышленная группа «Сибирский алюминий», которая в прошлом году заключила соглашение с «Белым домом» и купила крупные пакеты акций ОАО «Автодизель» и ОАО «ЯЗТА», выполняет все свои обязательства. Администрация не против, если именно «Сибал» станет владельцем 31,5 процента акций моторного завода, которые до сих пор находятся в государственной собственно-сти. Руководство области пока не может сказать, собирается ли «Сибал» покупать акции других ярославских предприятий. Но первый заместитель губернатора Владимир Ковалев дал понять, что инвесторы должны согласовывать свои действия с администрацией региона.
А вот во взаимоотношениях с давним партнером наших региональных властей – НГК «Славнефть» возникают проблемы. По словам Александра Федорова, в этом году предприятия компании (ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» и ОАО «Славнефть-НЯНПЗ им. Менделеева») заплатят в бюджет области всего 109 млн. рублей против 670 в прошедшие годы. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, федеральные власти изменили в свою пользу налоговую политику и забрали часть налогов себе (в частности, НДС). Во-вторых, сам холдинг решил «оптимизировать налогообложение», сократив уплату налогов в нашем регионе.
В связи с этим руководство области может пересмотреть свои контакты со «Славнефтью». До сих пор она была основным поставщиком нефтепродуктов на нужды региона и выполняла госзаказ, включая покрытие потребностей сельхозпроизводителей и бюджетной сферы. Теперь, впервые за долгое время, региональные власти заговорили о проведении конкурса среди поставщиков нефтепродуктов, который бы обеспечил наиболее выгодные условия («Славнефть» последнее время держит цены достаточно высокими).
– К сожалению, государство не регулирует цены на нефтепродукты, – посетовал заместитель губернатора Александр Федоров. – Переработка нефти на нашем НПЗ выросла в прошлом году в два раза. Почему тогда розничные цены на бензин в нашей области выше, чем в Костромской или Ивановской? Мы у руководства «Славнефти» не смогли получить ответ на этот вопрос.
Несмотря на прозвучавшую критику, через две недели администрация области планирует все-таки подписать с нефтяной компанией очередное соглашение о сотрудничестве. Как было заявлено, «ссориться не будем, найдем компромисс».
На пресс-конференции было поднято и немало других острых вопросов. Один из них касался отношения администрации области к крупным заимствованиям городских властей, в частности, к желанию мэрии Ярославля взять кредит у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на модернизацию водопроводных сетей города. Напомним, мэр Ярославля Виктор Волончунас хочет взять у ЕБРР на 10 лет 490 млн. рублей (16 млн. долларов), а отдавать с учетом процентов придется 1 миллиард 168 млн. рублей (38 млн. долларов). Платить за кредит ярославцы будут из своих карманов – тарифы на воду власти хотят увеличить в шесть раз (подробнее об этом см. статью «Долги мэрии оплатят наши дети» – «Северный край» за 17 января 2001 г.).
Чтобы ЕБРР дал городу кредит, мэрии Ярославля нужно заключить специальное соглашение с администрацией области, которая должна либо отвергнуть, либо одобрить программу заимствований и в этом случае дать гарантию не ухудшать финансовое положение Ярославля (в течение 10 лет не забирать у него слишком много налоговых отчислений).
Первый заместитель губернатора Владимир Ковалев сделал по этому поводу следующее заявление:
– Всем очевидно, что водопроводные сети Ярославля необходимо реконструировать. Вода в городе оставляет желать лучшего. Другое дело, где и у кого взять на это средства. Гарантию по кредиту ЕБРР должна дать администрация области, и мы будем обсуждать этот вопрос коллегиально, учитывая все варианты.
Другая острая проблема – строительство автовокзала в Ярославле. После деприватизации недостроенное здание вновь вернулось в областную собственность, и в этом году «Белый дом» собирается выделить средства на его достройку. Но и тут неожиданно появляются проблемы.
– У нас хватит средств на достройку только части автовокзала. Мы уже несколько лет предлагаем мэрии Ярославля взять долю расходов на себя и тогда совместными усилиями достроить этот объект. Но руководство города отказывается. У нас есть вариант: мы продаем часть здания автовокзала под торговый центр и на вырученные деньги достраиваем автовокзал. Но это будет не очень красиво – в других городах есть хорошие вокзалы, а у нас его не будет, – с сожалением прокомментировал ситуацию Владимир Ковалев. Мэрии на раздумья дан последний срок. Если до середины февраля согласие не будет получено, то Ярославль лишится полноценного автобусного вокзала.
На снимках: Владимир Ковалев (слева), Александр Федоров (справа), Анатолий Федоров (внизу).
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.