Каким же он является на самом деле, современный чиновник? Насколько соответствует занимаемой должности? На эти и другие вопросы должны были ответить члены комиссии, проводившей недавно аттестацию в аппарате областной администрации. Возглавлял работу комиссии вицегубернатор области Н. П. Воронин – профессор, руководитель, знающий не только работу аппарата администрации, но и современные принципы ее построения.
После окончания этой длительной (а шла она целый месяц) процедуры мы решили встретиться с членами аттестационной комиссии и выяснить, каковы их впечатления от проведенной аттестации и каковы ее результаты. Мы беседуем с тремя членами комиссии: начальником управления государственной службы областной администрации Ириной Игоревной Спириной, доктором психологических наук, профессором Ярославского государственного университета имени К. Д. Ушинского Юрием Павловичем Поваренковым, кандидатом психологических наук, директором профориентационного центра «Ресурс» Ириной Вениаминовной Кузнецовой.
– Скажите пожалуйста, подобное мероприятие в среде чиновничества проводится впервые?
И. И. Спирина: Первая аттестация проводилась четыре года назад. Но нынешняя отличается тем, что кроме самой аттестации проводится и квалификационный экзамен, по результатам которого чиновникам всех уровней присваиваются классные чины.
– Это как в царской России: «он был титулярный советник, она генеральская дочь»?
И. И. Спирина: Нынешняя система классных чинов не повторяет существовавшую когдато в царской России. Она создана заново в соответствии с существующими сегодня реалиями. Звания звучат вполне современно: секретарь государственной гражданской службы, референт государственной гражданской службы, советник государственной гражданской службы. Для специалистов главной и высшей групп должностей введены чины государственный советник и действительный государственный советник, от 3го до 1го класса.
– А зачем это вообще нужно, классные чины?
И. И. Спирина: Государственная служба в Российской Федерации подразделяется на три вида: правоохранительная, военная и гражданская. В правоохранительной и военной службе чины (звания) существуют давно: советник юстиции, подполковник, адмирал и т.д. В гражданской же службе классные чины были ликвидированы после революции и восстанавливаются только сейчас. Очень важно, что классный чин присваивается человеку не просто по выслуге лет, а после сдачи определенного экзамена.
Ю. П. Поваренков: Чин означает, что человек достиг определенного уровня компетентности и на этом уровне может заниматься управленческой деятельностью. Иными словами, соответствует уровню такойто должности.
И. В. Кузнецова: Это позволяет человеку не только увереннее себя чувствовать в определенной должности, но и совершенно четко представлять себе свои дальнейшие перспективы. Если он через определенное время положительно сдаст экзамен на следующий чин, то перед ним открываются иные карьерные возможности. А человеку всегда нужна ясность в карьерном отношении. Поэтому в современном положении о чинах определено, что такуюто должность на госслужбе могут занимать только люди, имеющие соответствующий этой должности классный чин.
– А если члены комиссии, принимающей экзамен, отнесутся к комуто из претендентов слишком снисходительно или им, скажем, порекомендуют «сверху» не особо придираться к какомунибудь кандидату?
Ю. П. Поваренков: А вот чтобы такого не происходило, и привлекают в комиссии всех уровней людей не из аппарата, таких как мы с Ириной Вениаминовной. Мы специалисты со стороны, никак не зависящие от аппаратных работников. Нами в этом плане командовать бесполезно. Поэтому наша точка зрения на аттестуемого максимально приближена к объективной.
– Ну хорошо, работающих чиновников теперь всех аттестуют. А как вообще происходит первичный отбор в чиновники? Захотел в эти ряды и, если кому замолвить за тебя словечко в верхах, пришел?
И. И. Спирина: В советское время существовало такое понятие, как номенклатура. Там были свои правила, как в нее попасть. Наши люди наверняка многие читали и видели множество кинофильмов на этот счет. Cейчас соответствующими указами президента страны набор чиновников на госслужбу производится исключительно по конкурсу. Сведения об открытии конкурса на какуюто должность помещаются на сайте администрации в Интернете и публикуются в двух областных газетах. Желающие подают свои документы в конкурсную комиссию, которая и отбирает из всех претендентов наиболее достойного по своим данным специалиста. Но кроме этого из числа кандидатов, как правило, отбирается несколько человек (если есть, по мнению комиссии, достойные) в резерв для будущих назначений.
И. В. Кузнецова: Мы в своей работе по аттестации тоже, кстати, занимаемся формированием кадрового резерва. Если человек прошел аттестацию хорошо, если он уже, образно говоря, перерос свою нынешнюю должность, а более высоких свободных должностей в штатном расписании пока нет, мы рекомендуем зачислить такого человека в резерв.
И. И. Спирина: Поэтому открывающиеся время от времени вакансии мы заполняем в первую очередь из резерва. А если в резерве нет подходящей кандидатуры, тогда уже открываем конкурс. Скажем, в прошлом году мы провели 29 конкурсов на замещение вакантных должностей на госслужбе.
– Расскажите, пожалуйста, а как проходит сама процедура аттестации.
И. И. Спирина: За месяц все сотрудники предупреждаются о ее проведении. Каждый из них готовит отчет о работе, проделанной лично им за прошлый год. А его непосредственный руководитель готовит отзыв о его работе за этот же период. Все материалы сдаются в комиссию.
Ю. П. Поваренков: Сама аттестация проходит в виде собеседования, в ходе которого мы пытаемся определить не только степень компетентности специалиста в порученных ему вопросах, но и степень объективности в отчете о работе самого специалиста и в отзыве о нем его непосредственного руководителя.
– Скажите, а все сотрудники областных властей прошли аттестацию?
Ю. П. Поваренков: Наша комиссия работала только в аппарате самой областной администрации. В различных департаментах и иных юридических самостоятельных подразделениях работали свои комиссии. Через нашу прошли 260 человек.
– Ирина Игоревна, это все работники областной администрации или есть исключения?
И. И. Спирина: Исключения есть. Но сделаны они не по доброте душевной по отношению к комуто, а по положению об аттестации. Вопервых, аттестации не подлежат работники, которые прослужили в своей должности менее одного года. Вовторых, аттестации не подлежат работники, с которыми заключен срочный трудовой договор. Поясняю. В аппарате областной администрации и ее департаментах работают в основном люди, заключившие бессрочный трудовой договор. Это специалисты разных уровней – от заместителей руководителей крупных подразделений и начальников отделов до рядовых сотрудников, вплоть до секретарей. Все они подлежат аттестации.
И есть люди, с которыми губернатор заключает срочные служебные контракты. Это в первую очередь его заместители, вицегубернаторы, руководители подразделений, входящих в областную администрацию, а также самостоятельных подразделений, обладающих правами юридического лица. Все эти люди (порядка 40 человек из около тысячи прошедших аттестацию) входят в команду губернатора, которая приходит управлять областью вместе с ним и уходит с ним же, когда истекает срок полномочий губернатора. Их судьбу в процессе работы решает сам губернатор. Если какойто человек из команды перестает устраивать губернатора как специалист, он может его уволить без всяких аттестаций и взять на его место другого работника без какихлибо конкурсов.
– Как вы считаете, такая постановка вопроса справедлива?
Ю. П. Поваренков: Думаю, что вполне.
– Ну и каковы же в итоге результаты аттестации? Все чиновники прошли процедуру, как говорится, без сучка без задоринки?
И. В. Кузнецова: К сожалению, не все. Некоторые сотрудники не работали целенаправленно над повышением своего профессионального уровня и имели даже случаи нарушений трудовой дисциплины.
И. И. Спирина: Им с учетом высказанных замечаний будут предложены в их подразделениях меньшие должности. А уж следующая аттестация покажет, извлекли они для себя какойто урок или нет. К людям нужно относиться внимательно. Мы, даже когда проводится какоето сокращение, стараемся всегда не выкинуть людей на улицу, а предложить им другую аналогичную должность в другом месте или включить в резерв.
– Эти несколько человек, так сказать, выявленный отрицательный результат. А какой положительный?
И. В. Кузнецова: Почему отрицательный? Аттестация и предназначена для того, чтобы определить, кто соответствует занимаемой должности, а кто нет.
– Но ведь это брак в предыдущем подборе кадров? Или нет?
И. В. Кузнецова: Можно сказать и так. Но процент непрошедших от общего числа работающих незначителен.
Ю. П. Поваренков: Гораздо важнее то, что в результате аттестации примерно 20 – 25 процентов чиновников включены в резерв на дальнейшее выдвижение. То есть они уже сейчас способны на большее, но в штатном расписании на сегодня нет более высоких должностей для них. Это достаточно высокий показатель общего уровня кадров.
– Кстати говоря, чуть ранее Ирина Игоревна упомянула о проводимых время от времени сокращениях. Не считаете ли вы, проведя аттестацию, что управленческий аппарат у нас слишком раздут? Проще говоря, слишком много чиновников на душу населения.
Ю. П. Поваренков: В корне неверная постановка вопроса! Правда, так считает чуть ли не каждый второй вокруг. Тем не менее правильнее будет считать не общее количество чиновников, допустим, сейчас и раньше. А исходя из количества функций, которые они должны выполнять на своей должности. Отсюда, кстати, вытекает одна из задач, выявленных в ходе аттестации. Необходимо более четко прописать на всех уровнях должностные обязанности чиновников. Чтобы не было дублирования, превышения должностных полномочий и в то же время чтобы какието функции не остались безнадзорными.
И. И. Спирина: А что касается общей численности чиновников, то могу привести такую статистику: в Центральном федеральном округе на тысячу человек населения приходится в среднем 1,3 чиновника, а у нас в Ярославской области – только 1.
– То есть есть возможность для роста?
И. И. Спирина: Речь должна идти не об абстрактном увеличении или уменьшении числа чиновников, а, как уже говорилось, о количестве возлагаемых на них функций. Если количество функций возрастает, а сейчас именно это и происходит, так как на уровень областей передается часть полномочий из федерального ведения, то количество чиновников объективно может вырасти.
– В заключение хотел бы спросить вот о чем. По вашим словам, складывается совсем неплохое впечатление об уровне наших управленческих кадров. Но если обратиться с этим вопросом к населению, то ответ будет не таким радужным. В чем же дело, как вы считаете?
Ю. П. Поваренков: Знаете, есть одно широко известное высказывание: плохих людей меньше, но они заметнее. Абсолютно правильное выражение!
И. И. Спирина: Бывает и так: человек чегото требует, но закон не позволяет удовлетворить его требование. Чиновник разъясняет это человеку. Но человек обижается почемуто не на закон, что было бы логично. И не на людей, принявших такой закон, что было бы тоже логично. А именно на чиновника, разъяснившего ему суть закона.
И. В. Кузнецова: И еще один момент. С кем из чиновников чаще всего приходится сталкиваться человеку? Как правило, на уровне ЖЭКа, РЭУ, главврача поликлиники, директора школы и т. п. А все эти люди не являются государственными служащими. Да, они работают в госучреждениях, являются бюджетниками. Но не госслужащими. Это разные категории служащих. Если вас оскорбили в домоуправлении, это не значит, что все госчиновники грубияны. Это тоже плохо, но не нужно ставить знак равенства.
– Спасибо за беседу.