В наших краях живет уже лет двадцать: приехала по распределению после техникума, вышла замуж, устроилась на Рыбинский завод приборостроения - в то время, когда многие предприятия еще были засекречены, его называли просто по номеру - "тридцатый". Уйти оттуда пришлось восемь лет назад: военно-промышленный комплекс у правительства и депутатов был не в чести, денег на него не давали, зарплаты задерживали, производственные мощности сокращали, работников - тоже.
Куда идти? На рынок пришлось. Не сказать, что торговля шибко понравилась, но другого способа заработать на жизнь предприниматель Калягина не видела и сейчас не видит. Но уже привыкла, на выручку не жалуется. Только с налогами беда - никак государство не определится, сколько и каких ему надо: то введет, то отменит.
Войдя "в рынок", Наталья сразу же начала торговать мясом: фаршем, печенью, цыплятами. Этот товар предложили ей оптовики: окорочка тогда еще только начинали привозить из-за границы - сфера новая, неосвоенная. Сейчас Наталья работает напрямую с местными, рыбинскими производителями, берет продукцию и из Вологды, Владимира. Импортные окорока не хвалит со своей точки зрения:
- Чуть подтает упаковка в пятнадцать килограммов - от полкило до полутора обязательно не хватает!
Впрочем, и российских партнеров не хвалит особо - тоже "мухлюют". "Это у меня общая претензия ко всем", - сетует предпринимательница. Сама она импортное мясо не ест вообще: американские уж слишком жирные и "здоровые", дескать, странно, чем их там кормят. Люди покупают импортную птицу, берут от бедности: отечественные стоят на десять рублей дороже. В прошлом году спрос резко упал, но сейчас шумиха с "ножками Буша" улеглась, и по 4 - 5 коробок окорочков Наталья каждый день продает стабильно.
Покупатель нынче пошел другой - не то что раньше. Десять лет назад выстраивались очереди: неважно, что покупать - лишь бы больше. Теперь люди выбирают, смотрят, как продукт упакован. Постоянные клиенты с хорошим продавцом ласковы:
- Приходят бабули, им дома, бывает, некому душу излить - рассказывают нам про детей, внуков. Конечно, долго разговаривать некогда, но все равно выслушиваем.
Разумеется, таким покупателям положена скидка. Отношения с коллегами на рынке у Натальи Калягиной сложились товарищеские, но друзья все равно остались прежними - с завода. Теперь они еще и покупатели ее продукции. Недавний праздник - День торговли - отмечали как раз той, старой компанией. Ездили на Волгу в поселок Свингино: костер, красное вино, ну и, разумеется, шашлыки!
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.