а не менее заслуженному ветерану, живущему в однокомнатной хрущобе, - 50 рублей.
Законом установлена одинаковая, независимо от состоятельности граждан и членов их семей, пятидесятипроцентная оплата таких услуг для ветеранов труда. По таким же принципам осуществляются льготы и другим категориям: инвалидам, жертвам Чернобыля и приравненным к ним, военнослужащим, милиционерам, налоговым полицейским и другим. Результат - непомерное для государственного бюджета бремя погашения выпадающих доходов тем предприятиям, которым поручено предоставление льготных услуг. А это становится причиной конфликтов, один из которых назрел в Ярославле.
В арбитражном суде готовится необычный судебный процесс. У мэрии Ярославля с 1997 года неуклонно растет долг перед энергетиками за погашение выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате тепловой энергии различным категориям граждан. На начало этого года долг составлял 65,6 миллиона рублей. Сегодня приближается к 100 миллионам.
- Эта сумма, - говорит директор энергосбыта ОАО "Ярэнерго" Анатолий Власов, - примерно равна нашим расходам на ежегодный ремонт энергетического оборудования и сетевого хозяйства при подготовке его к отопительному периоду. Когда тарифы были невысокими, мы могли позволить себе за счет акционерного общества возмещать ту часть выпадающих доходов, которую мэрия по каким-то причинам не могла нам своевременно возместить, и спокойно дожидаться, когда у города эти средства появятся. Но сейчас это очень значительные суммы. Их отсутствие вызывает дефицит средств не только на развитие и модернизацию энергосистемы, но и на поддержание ее в работоспособном состоянии, на закупку топлива, цены на которое неуклонно растут.
До начала 2002 года у сбытовиков "Ярэнерго" до этих долгов руки не доходили, так как они были озабочены взысканием более значительных сумм по старым и текущим долгам с перепродавцов энергии. Но, как только самые злостные неплательщики расквитались с текущими долгами и стали потихоньку погашать старые, недоплата города за льготников в ряду дебиторских задолженностей вышла на первое место.
В феврале генеральный директор ОАО "Ярэнерго" Виктор Рогоцкий направил мэру Ярославля Виктору
Волончунасу письмо с просьбой поручить департаменту финансов мэрии представить график погашения задолженности в сумме 65,6 миллиона рублей, накопившейся до этого года. А в связи с существенным ростом тарифов, дать и гарантийные обязательства на возмещение выпадающих доходов из-за предоставления льгот в 2002 году.
- В случае отказа департамента финансов от выполнения перечисленных пунктов, - предупредил Виктор Викторович, - ОАО "Ярэнерго" будет вынуждено обратиться в арбитражный суд по вопросам изменения редакции договора с ДЕЗами на возмещение выпадающих доходов и взысканию задолженности по этому договору.
Поясню: договор преду-сматривает, что "Ярэнерго" предоставляет льготы в соответствии с федеральными законами, а затем дает департаменту городского хозяйства мэрии сведения о суммах предоставленных льгот. Департамент же обязуется принимать от ОАО "Ярэнерго" эти сведения, согласовывать и представлять в департамент финансов мэрии для оплаты.
До 1 января этот механизм договора работал так: с 1997 по 1999 г. сумма, подлежащая оплате, составляла чуть более 19 млн. руб. Возмещено было менее половины - 6,8 миллиона. В 2000 году сумма составила 8,3 млн. руб. Возмещено немногим более полутора млн. руб. В 2001 году льготы, ввиду роста тарифов, составили уже 58 млн. руб., а возмещено лишь 20 млн. руб.
Таким образом, за все эти годы возмещение убытков "Ярэнерго" от льгот составило лишь 24 процента фактического выпадения доходов. А ведь энергосистема - акционерное общество, с которого акционеры требуют прибыль и дивиденды. Это не благотворительная организация. И хотя главный акционер в ней государство, но оно не поручало энергосистеме задач социальной поддержки населения.
- Это забота другого ведомства, - считает Анатолий Власов. - Поэтому, в случае отказа от уплаты долгов, мы намерены выставлять счета мэрии полностью в соответствии с тарифами. Без вычета льгот. Пусть льготы берет на себя мэрия, а если она не в состоянии финансировать эти льготы в полном объеме, то пусть приводит размеры льгот в соответствие с поступающими на это средствами.
Депешу в мэрии долго изучали, но ответ пришел лишь в марте и не от мэра, а от департамента финансов. В письме Виктору Рогоцкому сообщали, что ему следует обратиться не к мэру и не в департамент финансов, а в департамент городского хозяйства, который ведет учет льготников. В конце марта направили письмо в департамент городского хозяйства. Заместитель директора А. Андронов сообщил, что "дотация по возмещению убытков от отпуска тепловой энергии, заложенная в бюджете на 2002 год, составляет по ОАО "Ярэнерго" 169 миллионов рублей". О погашении же имеющихся долгов и гарантиях оплаты льготникам пишет туманно: "О реализации федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов" будет сообщено дополнительно". На словах же за такими гарантиями энергетиков отправили обратно в департамент финансов. В общем, образцовая бюрократическая карусель завертелась.
Дабы как то направить переписку в более эффективное русло, "Ярэнерго" был составлен акт сверки расчетов за предоставленные льготы по состоянию на 1 мая 2002 года. При выверке оказалось, что долг мэрии за четыре месяца вырос с 65,6 до 88,5 млн. рублей. 6 мая акт предложили подписать руководителям департамента городского хозяйства. На словах они долг признали, но акт демонстративно подписывать не стали. Пытаясь спокойно, без судебных тяжб договориться о сроках, графиках погашения долгов, энергетики пригласили представителей департамента на согласительную комиссию. На словах взаимопонимание вроде бы было достигнуто, но протокол комиссии должники вновь подписывать отказались.
В ответ на настойчивые требования подписать протокол в знак того, что требования энергетиков мэрия признает, Андрей Данц и директор департамента городского хозяйства Валерий Пенкин прислали письмо, суть которого, практически, в полном отказе от сотрудничества в изыскании средств на погашение долга. "В соответствии с действующим законодательством возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот населению должно производится за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ". И далее: "Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах данных им в качестве компенсации средств". А пределы эти по данным, которые приводят А. Данц и В. Пенкин, весьма ограничены. За 1997год компенсация была 8,1 млн. рублей, в 1998 году всего полмиллиона, в 1999-м - 24 млн., в 2000-м - вообще ноль, и за 2001 год - 41,4 млн. руб. Кроме того, в прошлом году часть долгов в сумме 3,5 млн. руб. мэрия все-таки погасила из своего бюджета, а областной бюджет вернул городу только 3,3 млн. рублей.
- Нам понятны сложности с выделением дотаций на льготников из федерального бюджета. Они не поступают в полном объеме в область, а оттуда, соответственно, и в город, - говорит Анатолий Власов. - Но это в первую голову проблема мэрии - добиться этих средств, позаботиться о своих ветеранах, инвалидах, чернобыльцах. Нехорошо считать деньги в чужом кармане, но совсем недавно, подводя итоги поступлений доходов в городскую казну, муниципалитет заявил, что превышение расходов над доходами, заложенное в бюджете, благодаря успешному сбору налогов практически сведено к нулю. Разве нельзя до поступления средств из областного и федерального бюджетов рассчитаться хотя бы с частью долгов, не доводя дело до суда? Но таких действий не предпринимается, и мы вынуждены обратиться с иском в арбитражный суд.
Как нам стало известно, обращение в суд уже оказало некоторое воздействие на непреклонную позицию А. Данца и В. Пенкина. Буквально на днях мэрия обратилась к губернатору области с просьбой оплатить долги за льготное обслуживание ветеранов из областного бюджета.
Разумеется, ни арбитражный суд, ни помощь области, в принципе не решают проблемы льгот, заслуживающим их гражданам и нуждающимся. Но есть для этого пути, которые подсказывает здравый смысл. Нелепость ситуаций, возникающих при действующих сейчас законах о льготах, я обрисовал в начале. Понятна она и представителям высших эшелонов власти. Недавно вице-премьер Алексей Кудрин предложил Госдуме РФ пересмотреть законы о льготах, необеспеченные федеральным финансированием и вместо этого разработать систему адресных субсидий тем, кто их заслуживает и действительно в них нуждается.
Но пока паны в Госдуме решают, у холопов на местах чубы трещат, и судебные иски, подобные ярославскому, будут тиражироваться. Мало того, они станут единственным способом регулирования отношений между энергетиками и муниципальными организациями, если приторможенная сейчас реструктуризация РАО ЕЭС все-таки произойдет.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА, Юрия БАРЫШЕВА.