об успехах и проблемах сегодняшнего дня, планах на будущее с директором рынка встретился корреспондент "Северного края".
- Владимир Александрович, какие трудности были в начале 90-х годов и какие вопросы приходится решать сейчас?
- Отслужив на командных должностях 30 лет в Советской Армии, я был назначен директором этого рынка в 1993 году. Почти три года ушло на создание своей команды, коллектива, с которым работаю и теперь. В тот период, во времена "дикого рынка", кроме требований соблюдения правил торговли довольно остро стоял национальный вопрос. На сегодня с "лицами кавказской национальности" проблем нет. Для меня как главного организатора торговли на Центральном рынке нет ни русских, ни украинцев, ни армян, ни азербайджанцев и т. д., а есть участники процесса купли-продажи, есть только продавцы и покупатели. И в этом движении товара от производителей к потребителям мы все взаимозависимы, все равноправные участники. Коль пришел к нам на рынок продавать, то соблюдай установленные "правила игры". Их немного, но их все нужно выполнять. Во-первых, предлагать жителям города только качественные товары. Во-вторых, представлять все сертификаты качества и соответствия. В-третьих, платить единый налог на вмененный доход. Естественно, необходимо свидетельство о регистрации частным предпринимателем, а если сам не стоишь за прилавком, то и договор с нанятым продавцом. А тот должен быть здоровым и иметь санитарную книжку с отметкой о прохождении медицинского осмотра. Обязателен на рабочем месте кассовый аппарат, а покупателю нужно выдавать на руки кассовый чек, а по его просьбе и товарный.
- Часто ли бывают недовольны качеством товара покупатели?
- В неделю продавцам предъявляют до 2 - 3 претензий. Не удовлетворенный покупкой гражданин обращается в комитет по защите прав потребителей, что на ул. Свободы, 46. Имея на руках заключение этого комитета, администрация рынка предъявляет претензию конкретному предпринимателю. Тот может согласиться с этими требованиями и добровольно выплатить стоимость товара или обменять брак на другую аналогичную вещь. В противном случае мы выставляем иск через суд. Если же частный предприниматель продает товары низкого качества и нарекания на его продукцию поступают неоднократно, то мы имеем право аннулировать договор аренды торгового места. Но я хочу сказать большое спасибо всем торгующим на наших площадях за то, что они вместе с нами создали добрую репутацию Центральному рынку. В день через павильоны и торговые ряды проходит 7 - 8 тысяч покупателей.
- Владимир Александрович, бытует мнение, что приватизированное предприятие работает более эффективно.
- Да, Центральный рынок - это муниципальное предприятие, и я выступаю как организатор торговли, как руководитель, нанятый муниципальной властью для соблюдения "Правил торговли" и российского законодательства, регулирующего эту сферу. На мне как на директоре рынка лежит ответственность за стратегию развития всего торгового предприятия в целом. Я благодарен предпринимателям за то, что они поверили мне и моей команде управленцев, вложили средства, и мы вместе провели реконструкцию и благоустройство территории рынка. Моя задача - обеспечить условия торговли, подобрать строительные фирмы для переоборудования, найти недорогие и качественные отделочные материалы, содержать всю инфраструктуру рынка в надлежащем состоянии. А решая вопрос, какой рынок лучше - частный или муниципальный, можно сравнить налоговые отчисления семи ярославских муниципальных рынков и более тридцати рынков, принадлежащих частным лицам. Мы не скрываем цифры этих отчислений в бюджеты всех уровней. К примеру, за прошлый год перечислили налогов на сумму 4 млн. 695 тыс. рублей, а в этом году только за 6 истекших месяцев уже почти 4 миллиона. Рентабельность рынка как предприятия держится на самом минимальном уровне, так как повышение прибыльности отразится на ценах товаров и услуг. И плата за метр торговой площади - одна из самых низких в городе, ее повышать также не будем. Да и сами работающие на муниципальном рынке более защищены в социальном плане. Согласно штатному расписанию у нас работает около 120 человек, они кроме зарплаты получают премии, больничные листы по нетрудоспособности оплачиваем. Существует свой профсоюз, администрация рынка и работники подписывают коллективный договор, зарегистрированный во всех инстанциях. Не думаю, что такие же условия и на приватизированных рынках. Я за многоукладную экономику: должны быть и государственные, и частные, и со смешанной собственностью предприятия. И единственным показателем хорошо это или плохо служит эффективность работы организации в целом, является то, что она дает государству и каждому работающему.
- Вы говорите, что рентабельность очень низкая и с этого года мэр отменил все налоговые послабления. За счет каких же средств вы будете развиваться?
- Да, мы работаем как юридическое лицо и платим как предприятие все налоги. Десять процентов от прибыли перечисляем мэрии как учредителю, из оставшейся суммы
30 процентов имеем право тратить на социальные нужды, а еще 70 процентов из тех же денег - на воспроизводство. Этих средств, конечно же, мало для осуществления всего задуманного. Сейчас назрела необходимость реконструкции крытого павильона. Подготавливаем проект, составляем смету. Мы будем привлекать инвестиции тех предпринимателей, которые торгуют на наших площадях. Деньги на договорных условиях будут вкладывать в переоборудование торгового зала те, кто уже торгует там, на сегодняшний
день это 179 человек. А поскольку планируется увеличить число мест торговли, то еще 60 претендентов будут отобраны по конкурсу. Сохраним примерно 15 процентов так называемых социальных мест, на них члены коллективных хозяйств и пенсионеры могут реализовывать продукты со своих дачных участков.
- А почему не участвуют в проекте крупные сельхозпроизводители?
- У нас есть опыт работы с агрофирмами и сельхозпредприятиями нашей области. Когда происходила реконструкция торговых рядов, мы им предложили лучшие торговые места, но больше двух месяцев ни один производитель своей продукцией не торговал. При общении с руководителями-аграриями выяснилось, что им выгоднее и менее хлопотно сдавать всю продукцию оптом, к примеру на Крайний Север вагонами отгрузить картофель и капусту.
- Владимир Александрович, какие перспективы у рыночной торговли в Ярославле?
- Нужно отметить, что на муниципальных рынках нашего города процесс торговли отлажен на высоком уровне. За опытом к нам приезжали делегации администраций и торговых предприятий из Владимира, Костромы, Чебоксар, Нальчика и других городов. Мы не стоим на месте и также обращаемся к положительному опыту быстрорастущих торговых сетей: "Эконом", "Метро" и т. д. Берем у них лучшее и стараемся применить у нас в Ярославле. Нашего потенциала хватит, чтобы в этой организационной форме проработать еще лет десять, а потом, я думаю, рынок, возможно, трансформируется в торговый центр с широким ассортиментом товаров.
Фото Геннадия ДЖУЗЕНОВА.