на небольших частных АЗС, использование одних и тех же бензовозов для перевозки разных сортов топлива, смешение бензинов с разным октановым числом). Остальное - бензин, полученный за счет добавления присадок, повышающих октановое число топлива. При этом достаточно точно оценить долю некачественных нефтепродуктов можно только на рынке конкретного региона.
ЭТО СВЯЗАНО с наличием или отсутствием своих транспортной и нефтяной инспекций, которые должны непосредственно заниматься проверкой качества нефтепродуктов. В большинстве российских регионов таких структур либо нет вовсе, либо они не располагают необходимой аппаратурой. В частных разговорах специалисты ярославской нефтеинспекции отмечают, что, когда в Ярославской области начались серьезные проверки качества, "бодяжный" бензин никуда не исчез. Он просто ушел в другие регионы. В том числе и к соседям, в Кострому и Иваново.
Больше всего некачественных нефтепродуктов продается на юге России. Виновата в этом легкая чеченская нефть, которая превращается в бензин при элементарном подогреве. По оценкам аналитиков, в Чечне, Дагестане, Ставропольском крае и прилегающих к ним регионах объем "паленого" бензина приближается к 60 процентам.
Если говорить о качестве нефтепродуктов, то прежде всего необходимо понимать, о каких стандартах идет речь. Дело в том, что российские и европейские стандарты качества топлива серьезно различаются, хотя отдельные российские компании, в частности НГК "Славнефть", уже начали изготавливать автомобильные бензины по новому ГОСТ-Р 51105-97. Этот стандарт тождествен европейскому. Однако большая часть топлива в России до сих пор производится по старым советским ГОСТам.
Большие проблемы наблюдаются в розничном секторе реализации нефтепродуктов.
Многие частные АЗС оснащены устаревшим оборудованием. Это также приводит к проблемам с качеством нефтепродуктов. В современных бензоколонках, которые используются на АЗС "Славнефти", стоит три, а то и четыре фильтра для очистки топлива. В старых колонках советского производства, которые используются на большинстве частных АЗС, фильтры не предусмотрены.
Как сказал один владелец АЗС, "наши колонки могут качать даже грязь". Для того чтобы бороться с твердым осадком, необходимо не реже одного раза в год останавливать АЗС и чистить все емкости. Однако многие хозяева станций этого не делают. В результате осадок накапливается и попадает в баки автомобилей вместе с бензином.
Кроме того, владельцы АЗС могут покупать бензин не только на нефтеперерабатывающих заводах и у оптовых продавцов. Сейчас, к примеру, появился еще один крупный продавец нефтепродуктов: Министерство обороны разрешило реализовывать топливо из стратегических запасов. Поскольку оно продается после долгого хранения на складах, то качество его оставляет желать лучшего. Но стоит такой бензин очень дешево, и владельцы АЗС с удовольствием им торгуют. Иногда для увеличения нормы прибыли на заправках смешиваются разные сорта бензина.
Но самые большие проблемы возникают с топливом, произведенным из прямогонного бензина с октановым числом менее 65. Как и нормальный бензин, "прямогонку" производят на НПЗ. Поскольку этот продукт является ценным сырьем для нефтехимии, то не производить его совсем нельзя.
В аналитической записке, подготовленной Федеральной службой налоговой полиции, отмечается, что в прошлом году в стране было произведено 5,4 млн. тонн прямогонного бензина. На нефтехимические предприятия поступило 1,65 млн. тонн. Еще 1,5 млн. тонн ушло на экспорт. Таким образом, 2,25 млн. тонн где-то растворились. Именно этот объем пошел на производство бодяжного бензина.
Розничные торговцы говорят, что непосредственно на бензоколонке сделать это просто невозможно. Но факты свидетельствуют об обратном.
В 2000 году ивановские налоговые полицейские возбудили уголовное дело против местного коммерсанта, который поставил производство "улучшенного" бензина на промышленную основу. Но тот, почуяв, что запахло жареным, быстро погасил задолженность, которая исчислялась суммой с семью нулями (!), и продолжил свою работу.
Наша газета об этой проблеме писала не раз. Вспомним хотя бы материал "Гремучая смесь из Иванова". В апреле мы рассказывали о том, что на базе Киримбаева, что находится в Ивановской области на улице Станкостроителей, за прошлый год в кустарных условиях было "улучшено" 2000 тонн (!) так называемого прямогонного бензина. Это топливо ни по каким параметрам не может применяться в двигателях внутреннего сгорания, поэтому не может реализовываться на автозаправочных станциях. Однако большая часть топлива под различными марками бензинов была продана потребителям. Прошло четыре месяца, а огромное количество жалоб продолжает идти к нам, в редакцию газеты. В основном обращаются автомобилисты Владимирской, Ивановской, Костромской областей. Администрация Ярославской области сделала ряд запретительных мер, и бензовозы с ивановскими и владимирскими номерами в Ярославскую область не приходят. Все остальное можно охарактеризовать как бесконтрольность со стороны властей за тем, что происходит, это касается и демпинга цен. Но главное - те огромные потери, которые несут потребители, заправляясь таким бензином. Вынуждены повторить, что, к сожалению, ни нефтеинспекция Ивановской области, ни Госстандарт по-настоящему качеством нефтепродуктов на частных автозаправочных станциях не занимаются. Роль комитета по защите прав потребителей тоже является очень незначительной: ни проверок, ни сравнения цен, ни контроля наличия паспортов качества.
Конечно, торговать прямогонным бензином выгодно. В аналитической записке ФСНП сказано: "Фирма-посредник по подложным документам заключает контракт на поставки для нужд нефтехимии прямогонного бензина, не облагаемого акцизом и налогом с продаж, а далее путем добавления присадок, повышающих октановое число, изготавливает из него автомобильный бензин. Разница в стоимости прямогонного и полученного при смешении бензина составляет (с учетом стоимости присадок) около 100 процентов". Ради такой прибыли "серые" бизнесмены готовы пойти на все.
Шелест купюр заглушает все жалобные стоны владельцев загубленных двигателей. Кстати, на днях представители одной ярославской общественной организации, закупив партию такого "улучшенного экологически чистого бензина", испортили сразу несколько своих автомобилей. Теперь они вынуждены искать защиты в суде. Об итогах этого иска мы расскажем на страницах нашей газеты. Так что
продолжение следует.
("Новый поворот", №10).