И хотя обсуждение налоговой реформы отложено на 1 июля, в принятии законов мало кто сомневается. Это было главным условием вступления Кипра в Евросоюз. На другой чаше весов – статус международного делового центра, который остров рискует потерять. Сейчас на офф-шоры приходится 8 процентов от ВВП Кипра, причем 60 процентов из них были российского происхождения: Кипр является главной «налоговой гаванью» российского бизнеса. Теперь же этой стране грозит стремительный отток российского капитала. Дело в том, что Кипр – единственный офф-шор, имеющий соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией и многими странами. Это позволяло компаниям-нерезидентам проводить сделки, не уплачивая налоги в тех странах, где сконцентрирован их основной бизнес. Новое же законодательство запрещает нерезидентам пользоваться договорами двойного налогообложения. По новым законам, зарегистрированные на Кипре компании должны будут управляться и контролироваться с Кипра, чтобы пользоваться россий-ско-кипрским договором об устранении двойного налогообложения. Россияне теперь не смогут быть директорами офф-шорных компаний – только в таком случае они смогут не платить налоги в РФ. Кроме того, согласно новым законам, налог на прибыль для компаний на Кипре будет повышен с 4,25 до 10 процентов. Для сравнения: национальные кипрские компании платят налог на прибыль по ставке в 29 процентов. Правда, компании, зарегистрированные на острове до 2002 года, будут облагаться по старой ставке еще три года, и, как отмечают эксперты Ernst&Young, российские компании пока не демонстрируют намерения покинуть Кипр: для них 2006 год – слишком далекая перспектива. Тем более, что даже после увеличения кипрский налог на прибыль останется самым низким в Европе (за Кипром следует Ирландия, где соответствующий налог составляет 12,5 процента).