На ярославском оптовом рынке бензина и дизтоплива доминирует НГК «Славнефть»: доля этой компании составляет более 60 процентов. Известно также, что 56 процентов бензоколонок в нашей области принадлежит ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт». Однако даже Наталья Сибрикова не знает, какова реальная доля «Славнефти» на розничном рынке нефтепродуктов: «Она подлежит уточнению».
Руководитель территориального управления МАП с трибуны областной Думы заявила, что доминирующее положение «Славнефти» поддерживается «административным ресурсом». Предметом тщательного анализа борцов с монополизмом уже стало соглашение между нефтяной компанией и администрацией области, в котором власти обещают содействовать «Славнефти» в получении льгот и выделении земли под строительство АЗС.
Пока что чиновники МАП не решаются утверждать, что рост цен на бензин вызван сговором нефтяных компаний. Да и доказать нарушение норм конкуренции нынешнее законодательство практически не позволяет. «Стоит ли превращать «Славнефть» в священную корову? Не задуматься ли о привлечении других нефтяных компаний, увеличении конкуренции и снижении цены?!» – призвала региональные власти Сибрикова.
Депутатов, явно жаждавших крови нефтяников, риторические призывы не удовлетворили. «Я понял, что вы ничего не можете. Всем ясно, что налицо сговор, а вам нет... Что за детский сад?» – заявил ректор ЯГПУ Владимир Афанасьев.
Зам. генерального директора ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт» Павел Лунгин сообщил депутатам, что не видит в сезонных колебаниях цен на бензин ничего экстраординарного: зимой они падают. Так, розничные цены на АИ-92 20 июня составляли в нашей области 9 рублей 10 копеек за литр. То есть его цена по сравнению с 1 января 2001 года выросла всего на 11 процентов при росте потребительских цен на 26 процентов. Рядового автолюбителя такие исторические экскурсы не впечатляют: еще 1 марта литр АИ-92 можно было купить за 7 рублей 60 копеек.
По мнению аналитиков, рост внутренних цен на бензин связан с повышением стоимости сырой нефти на мировом рынке. Нефтяникам стало выгодно гнать сырье на экспорт, стараются они не продешевить и на бензине. С 1 июля Россия снимает ограничения по экспорту нефти, а значит, НПЗ будут испытывать дефицит сырья, а регионы – топлива.
Вице-президент НГК «Славнефть» Алексей Печенкин, впрочем, заявляет, что компания постарается большую часть нефтепродуктов продать через свои АЗС, не вывозя на экспорт.
– Мы уже поняли, что наибольшую прибыль компания получает, продавая нефтепродукты именно через сеть собственных АЗС. Никакого дефицита бензина, во всяком случае из-за действий компании «Славнефть», ни в Ивановской, ни в Костромской, ни тем более в Ярославской областях не будет, – заявил он.
Гендиректор ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт» Анатолий Сергеев также уверен, что «коррекция рынка» завершена. Но медленный рост цен на топливо все же продолжится в соответствии с уровнем инфляции.