съезжаются под родительскую крышу, кажется, блеск от звезд на погонах, орденах и медалях затмевает все вокруг. Отец и мать спокойно вздыхают: ну вот, все дети дома, все рядом, и не надо прислушиваться к радио- и телесообщениям о взрывах и автоматных очередях в далекой Чечне, можно наконец опереться на крепкую мужественную руку кого-то из сыновей. От встречи к встрече, правда, замечают родители, что шевелюры этих молодых еще мужчин все больше серебрит седина. Но подросли внуки. Они выбрали дорогу отцов, и погоны на их плечах как символ к полету, к дальней дороге.
Дорога эта – военная. Началась она в 1941 году, когда добровольцем ушел на фронт слесарь КИП шинник Александр Базанов. Было ему двадцать пять лет. За три месяца войны он написал семь писем, каждое заканчивая печальным словом «прощайте». Как будто чувствовал, что увидеться с семьей больше не доведется. В октябре 1941 года погиб под Волховом. Даже могила его обозначилась неясно – братская, под Большой Вишерой, это удалось установить спустя годы с помощью писателя Сергея Смирнова. Но имя Александра Феофановича Базанова увековечено на заводской стеле памяти воинам-фронтовикам, а в его семье вместе с письмами хранится и вырезка из фронтовой газеты, где командир подразделения Базанов снят с ручным пулеметом. Осталась еще довоенная фотография молодого красивого мужчины. Письма его с фронта читаны и перечитаны в семье всеми поколениями.
У Александра Базанова росла дочь Эльвира, а когда мать вторично вышла замуж за замечательного заводского изобретателя и рационализатора Бориса Ивановича Лапина, появились братья Станислав и Александр. Один из них стал полковником, служил советником в Афганистане, второй – заместителем начальника налоговой полиции района.
Так уж случилось, что Эльвира вышла замуж тоже за человека военного, Виталия Куринова. Он дослужился до звания подполковника, был начальником автошколы ДОСААФ. По многу месяцев прово-
дил в командировках. Иногда в автопробеги брал с собой сыновей, и к солдатской каше внуки фронтовика привыкали с раннего детства. Солдаты, подчиненные мужа, рассказывает Эльвира, тоже частенько заходили к Куриновым, подкармливались пирогами, что пекла она. Не случайно мальчики иной профессии для себя просто не мыслили в таком-то окружении. Сергей после окончания военного железнодорожного училища семнадцать лет прослужил на Дальнем Востоке, он майор, теперь служит под Санкт-Петербургом. Погодок его Георгий, подполковник, окончил то же училище, последние годы служит заместителем командира ОМОНа в одной из соседних областей.
За годы второй чеченской кампании шесть раз побывал он на Кавказе, заслужил медали «За службу Отечеству», «За боевые заслуги», «За отвагу». Есть у Куриновых особенно дорогой снимок – президент
В. В. Путин вручает Георгию орден Мужества. А старшие Куриновы получили благодарственное письмо от военного командования из Грозного. «Невозможно переоценить ваш вклад в становление достойных защитников Отечества», – говорится в нем.
Дважды бывал в Чечне по служебным делам и Александр. Он – младший из троих – закончил высшее училище радиоэлектроники с красным дипломом, специализировался по восточным языкам и в совершенстве знает персид-ский и английский. Сейчас он майор. Отправляясь в Чечню, заезжал в Ярославль, просил мать благословить его и надеть православный крест. На мундире Александра тоже медали – «За боевые заслуги» и Александра Суворова.
– Саша, – рассказывает Эльвира Александровна, – человек особенный. Музыкант. Играет на многих инструментах: фортепьяно, баяне, гитаре, на ней исполняет и свои песни. Недавно вся семья Куриновых собиралась на юбилей майора Александра Лапина, родные попросили Сашу спеть газмановскую «Офицеры»: все мужчины встали, слезы набежали на глаза... Рядом с бывалыми солдатами стояли двое совсем юных – Алексей и Георгий, курсанты военного училища внуки Куриновых.