– Если бы все спиртоводочные заводы области заработали на полную мощность, – подчеркнул председатель комиссии директор департамента АПК и природопользования администрации области Ми-хаил Боровицкий, – то выпустили бы 250 млн. декалитров алкогольных напитков и область получила бы от налогов и акцизов 764 млн. руб.
Но пока, как в песне Владимира Высоцкого: «Мимо носа носят чачу, мимо рота – алычу». Легальным производителям и продавцам спиртного противостоит мощный конкурент в виде подпольных производителей и продавцов «шланбоя», разбавляющих по гаражам и подвалам этиловый спирт сомнительного происхождения обычной водопроводной водой. А поскольку они не платят ни налогов, ни акцизов, их товар идет по двадцатке за бутылку. Много пьющий, мало зарабатывающий и, как правило, невзыскательный алкаш, конечно же, предпочитает эту бормотуху настоящей, но дорогой водке.
В результате, по данным статистики, на заводах области произведено 1 млн. 220 тыс. декалитров алкогольной продукции, а продано... свыше 3 миллионов. Более половины рынка захвачено суррогатом или безакцизным товаром, от которого бюджет никаких поступлений не получает.
Отчеты начальника управления федеральной службы налоговой полиции по Ярославской области Юрия Данилова и заместителя начальника областного УВД Вячеслава Юрасова не содержали сколько-нибудь утешительных реляций о скорой победе над алкогольными нелегалами. Множится число проверок, десятками тысяч декалитров изымается безакцизная водка, самопал и спирт. Но из трех миллионов рублей штрафных санкций взыскано менее половины.
– Вы бы отчитывались не количеством проверок,– заявил, послушав докладчиков, губернатор области Анатолий Лисицын, а суммой возмещения неуплаченных налогов и акцизов. А то милиционеры ходят по палаткам, а торговцы откупаются от них бутылками.
Главы администраций жаловались, что участковые не принимают мер, а следователи не берутся за дело, даже когда им указывают конкретно подпольного продавца спиртного, отговариваясь тем, что это старики и старушки, с которых нечего взять.
– Но ведь через них можно выйти на оптовых поставщиков или изготовителей левака, – справедливо заметил глава Даниловского муниципального округа Андрей Евтушенко.
В свою очередь у милиции возникли претензии к лицензионным комиссиям в муниципальных округах. Давно было рекомендовано для лучшей координации ввести в их состав работников УВД, но не везде это сделали. В итоге в 2001 году выдано 658 предписаний на приостановку лицензий, а лишили их только 88 предпринимателей, засветившихся на «левой» водке. Комиссии Заволжского, Кировского, Фрунзенского, Ленинского районов Ярославля и Гаврилов-Ямского района за год, несмотря на предписания, не приостановили ни одной лицензии.
А в конце прозвучало предложение от руководителей сельских муниципальных округов: наладить на ликеро-водочных заводах выпуск пусть не очень престижной, попроще, но недорогой алкогольной продукции. Иначе деревня как гнала самогон, так и будет гнать.