Он был создан на базе комитета архитектуры и градостроительства, который ранее входил в структуру департамента строительства. Руководить новой самостоятельной структурой назначен главный архитектор области Андрей Лукашев, который до этого возглавлял комитет.
Это по сути формальное возвышение градостроителей может привести к серьезным изменениям в сфере застройки городов и населенных пунктов области. Раньше полноправными хозяевами
и распорядителями на своих территориях были местные власти, которые могли выдвигать инвесторам любые требования.
Теперь с появлением полноценного органа власти администрация области может установить общие правила игры, по которым будут работать инвесторы и чиновники. Подробнее о своем новом статусе
и полномочиях департамента в интервью нашей газете рассказал главный архитектор области Андрей ЛУКАШЕВ.
– Андрей Владиславович, с чем связано создание департамента градо-строительства и архитектуры администрации Ярославской области?
– Органы градостроительства и архитектуры по Градо-строительному кодексу РФ относятся к числу самостоятельных органов власти с четко оговоренными полномочиями. До сих пор мы были несамо-стоятельными и входили в структуру департамента строительства. В течение четырех лет на самых разных уровнях власти – от Федерации до регионов – велись разговоры о воссоздании в структуре органов исполнительной власти субъектов РФ самостоятельных органов архитектуры и градостроительства. Решение администрации области о создании нашего департамента – одно из первых в России в этом направлении.
В последнее время у инвесторов и жителей накопилось очень много вопросов к местным органам власти, которые произвольно выделяют земельные участки или выдвигают непомерные условия, при этом часто не учитывая мнение населения. Речь идет, в частности, о застройке историче-ского центра Ярославля. Размещение объектов жилья в центре города, что приносит достаточно высокую прибыль заказчикам, не всегда сообразуется с интересами жителей кварталов, развитием территории исторической застройки.
У нас нередко получается так, что решение о выделении земельного участка под строительство того или иного объекта не основывается на градостроительной документации, утвержденной в установленном порядке. Отсюда мы имеем нарекания граждан, частые жалобы и массу других проблем, с которыми сталкиваемся каждый день, – транспортные, экологические, социальные... Это показатель неурегулированности целого ряда вопросов на уровне региона.
В адрес нашего комитета, губернатора и администрации области поступают жалобы от жителей, связанные с тем, что местные органы власти взяли себе государственные полномочия, которые им никто не передавал. Необходимость решения этих проблем – одна из причин создания самостоятельного департамента архитектуры и градостроительства. В нашей области есть очень много правовых пробелов. Градостроительный кодекс РФ предписывает, что значительное число вопросов, касающихся государственной градостроительной политики, должно быть урегулировано на региональном уровне, а у нас нет этих нормативных актов.
– Вы будете устанавливать общие правила для всех участников градостроительной деятельности – местных властей, застройщиков, инвесторов и строителей?
– Да, мы постараемся создать такую правовую среду, в которой муниципалитеты будут играть по определенным правилам, установленным областной властью. Сегодня фактически таких правил нет.
– До сих пор вы не могли повлиять на нарушения или произвол местных властей по застройке городов, населенных пунктов при отсутствии проработанной и согласованной градо-строительной докумен-
тации...
– Нам достаточно сложно было что-то изменить, пока полномочия области и местных властей не были четко разграничены и определены. Сейчас, после создания самостоятельного департамента архитектуры и градостроительства, нам еще потребуется время, чтобы привести в порядок нашу нормативно-правовую базу и установить, какие из государственных полномочий могут быть переданы муниципалитетам, а какие нет.
По Градостроительному кодексу за муниципалитетами закреплено совсем немного полномочий, которые они имеют право осуществлять, – это выдача разрешений на строительство и утверждение правил застройки. Все остальное отнесено к полномочиям региона. Сегодня в ряде случаев «узурпация» власти дошла до того, что в ведении местных властей оказался государственный архитектурно-строительный надзор. Создаются инспекции, которые выдают предписания и берут штрафы со строительных организаций и инвесторов. Эти функции никто местной власти не передавал.
– Есть ли отличия в полномочиях старого комитета по архитектуре и нового департамента градостроительства?
– Наши полномочия сегодня, безусловно, намного шире, чем были раньше. Например, департамент градо-строительства и архитектуры как орган государственной власти имеет право от своего имени и под свою ответственность принимать нормативно-правовые акты Ярославской области, которые будут обязательными для исполнения всеми участниками градостроительной и инвестиционной деятельности. Это одно из основных отличий от прежнего комитета, он таких возможностей не имел. В частности, нам предстоит на уровне региона разработать новые требования к процедурам выдачи разрешений на строительство, которые пока произвольно принимают местные органы власти. Субъективные решения при застройке территорий и выдаче разрешений на строительство нужно исключить, этот механизм должен работать в интересах населения и устойчивого развития городов и населенных пунктов.
– Вы активно участвуете в реализации программы строительства столичными инвесторами жилья и гостиниц в нашей области. В ходе работы администрация области и инвесторы столкнулись с серьезными затруднениями во взаимоотношениях с местными органами власти. Не повлияло ли это на создание самостоятельного департамента градостроительства и наделение его широкими полномочиями?
– Я бы не стал здесь проводить параллель, хотя, наверное, работа по «москов-скому проекту» заставила администрацию области обратить внимание на те проблемы, которые вдруг появились в Ярославле при привлечении инвестиций в строительство, – правила игры пришлось очень долго и болезненно адаптировать к местным условиям.
– Всем известны бюро-кратическая волокита при согласовании проектов, произвол местных властей и частые разговоры о взятках за предоставление того или иного земельного участка. Новый статус вашей структуры позволит вам помочь инвесторам в реализации своих проектов в строительстве?
– Во главу угла мы будем ставить обеспечение принципов прозрачности для любых инвесторов. Мы должны добиться того, чтобы инвестор, приходя на территорию с желанием что-то построить или создать, изначально имел информацию об условиях инвестирования, которые его ожидают, а не получать кота в мешке. К сожалению, это часто происходило до сих пор. Прозрачность в работе с инвесторами – это позиция и Госстроя России, но она пока, к сожалению, не удобна для ряда муниципальных образований. Они с помощью формирования собственной системы предоставления информации для инвесторов стараются извлечь сверхвыгоду от своего преимущественного положения.
– Совсем недавно главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович неожиданно для многих в пух и прах раскритиковал систему согласований, созданную в областном центре. При этом он много говорил о неблаговидной роли различных чиновников в затягивании решения вопросов с инвесторами. Но ведь в Ярославле для облегчения их работы создано некое «единое окно» – управление развития городской инфраструктуры (УРГИ)...
– В течение двух-трех лет мы говорим о необходимости создания «единого окна» для инвестора, где люди, желающие вложить средства в развитие территории, получали бы понятные ему условия работы, земельные участки и знакомились с общими для всех правилами игры. Сегодняшняя ситуация в Ярославле достаточно сложна, и практика показывает, что срок подготовки для инвесторов мало-мальски понятных условий вложения средств в строительство занимает от полугода до двух лет, иногда больше. И это несмотря на УРГИ, которое должно помогать бизнесменам.
Если инвестор не заинтересован сам, не приделывает «ноги» к своей заявке, он будет ждать результатов достаточно долго, а может не дождаться вообще. Есть случаи, когда инвестор не успевал пройти все согласования за отведенное ему время и у него изымался участок. На мой взгляд, это просто недопустимо. К тому же здесь существует новая проблема – застройщиков заставляют платить дополнительные средства за квоты на тепло и энергоносители. Насколько это обоснованно – большой вопрос. Такая практика действовала раньше, потом ее отменили, а теперь восстановили, но в другом виде.
– Но утраченного не вернешь. Вы что-то можете сделать с застройкой, например, в центре Ярославля, которая сейчас ведется без градостроительной документации?
– У нас есть вопросы и по застройке центра Ярославля. Многие из принятых решений по строительству в центре города пока еще не поздно вернуть в исходное состояние, чтобы не создавать новых проб-лем. По ряду объектов застройки исторического центра, которые находятся в работе, у нас есть очень серьезные сомнения в правомочности их реализации. Например, речь идет о проектировании нового жилого дома в заповедной части города на ул. Трефолева. Новое строительство здесь вообще запрещено, изменения в проект зон охраны памятников не вносились, Министерство культуры РФ не дало разрешения на размещение объекта в этом месте, а проектирование продолжается.
– Как вы можете повлиять на эти и другие нарушения законодательства?
– Одним из основных рычагов влияния является функция контроля за соблюдением норм и требований государственной градостроительной политики. В наш департамент вошла инспекция государственного архитектурно-строительного надзора, которая ранее не подчинялась комитету, что существенно ограничивало наши возможности. В принципе по Градостроительному и Земельному кодексам застройка городов и распоряжение землей должны происходить в строгом соответствии с утвержденной градостроительной документацией. Так что, если будут нарушения, будем оперативно реагировать.
– Чего ждать населению от работы вашего департамента?
– Предсказуемости и принятия решений с учетом мнения граждан. Мы будем добиваться того, чтобы мнение жителей территории учитывалось местными властями при ее застройке. Одним из наших первоочередных шагов будет разработка проекта закона области «Об участии населения в принятии градостроительных решений в Ярославской области», что закреплено в ст. 17 Градостроительного кодекса РФ. Мы собираемся четко оговорить механизм согласования планов местной власти с населением.
Беседовал Евгений СОЛОВЬЕВ.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.