Командировка, естественно, была оплачена из госбюджета. Но на обратном пути оказалось, что мест в бизнес-классе, куда у Хакамады был билет, нет. Пришлось отправиться в Москву вместе с обычными пассажирами в эконом-классе. Это нелегкое испытание – высидеть несколько летных часов в общем салоне – она выдержала, но обида не прошла. По прилете Ирина Муцуовна подала жалобу в Ген-прокуратуру. Прослышав о том, что аэрофлотовские чиновники столь непочтительно поступили с дум-
ским вице-спикером, корреспонденты «Комсомольской правды» решили узнать у самой обиженной, как это случилось. Г-жа Хакамада, все еще не остывшая от раздражения на «Аэрофлот», как на духу рассказала о нанесенном ей материальном и моральном ущербе. Она приехала в аэропорт за час до вылета с билетом в бизнес-класс на руках. И тут ей спокойненько сказали, что все места в бизнес-классе уже заняты. Произошла двойная продажа билетов. Но моральной и материальной компенсации не предложили. А в США в подобных ситуациях компании предлагают различные варианты пассажирам, как компетентно подметила Ирина Муцуовна. Например, бесплатный следующий рейс, оплата ресторана, машина для поездки в город. Наш же «Аэрофлот» просто пересчитал ей лишь стоимость билета. Если бы она летела в VIР-салоне, то смогла бы подготовить доклад и немного отдохнуть. Но в «общаке» ничего не получилось. Г-жа Хакамада, по ее словам, дико устала, потому что над ее головой то и дело топали стюардессы. Посему и подано было заявление в Генпрокуратуру. Корреспонденты спросили, отчего она не обратилась в Верховный суд или к самому гаранту Конституции, ведь у прокуратуры и так много дел, ей надо ловить преступников, а не ерундой заниматься. Тут жалобщица вспылила. Заявила, что в наши суды бесполезно обращаться, они волынку тянут. Что же касается прокуратуры, то работников там много, есть кому разобраться. Журналисты опять подкинули каверзный вопрос: согласовала ли она свою жалобу с товарищами по партии? Мол, наверняка Борис Немцов сказал бы по этому поводу: «Ира, не валяй дурака!» Ира ответила, что ее жалоба не политическая акция, она вправе была подать ее и без согласования. Но корреспонденты не унимались: «В стране куча проблем, реформы буксуют, экономический рост замедлился, а вы со своим бизнес-классом...» Тут г-жа Хакамада совсем вошла в раж: «Я защищаю права простых людей, – отрезала она. – Оттого, что мы друг друга не поддерживаем, и возникает много проблем».
Защитнице прав простых людей словно бы и неведомо, что простые люди в бизнес-классах не летают.
* * *
А у президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова нет никаких забот насчет билетов в бизнес-класс, когда ему приходится летать куда-либо по личным или государственно-калмыцким делам. У него самолет персональный, собственный, и в нем только один великолепный VIР-салон. Никаких билетов ему покупать не нужно. Наоборот, он сам может продать билет любому лицу, которое ему понравится. Понравились же ему недавно корреспонденты газеты «Московский комсомолец». Он пригласил их слетать с ним на халяву в Элисту, поближе познакомиться с его подшефной футбольной командой «Уралан», посмотреть, какой он отгрохал стадион в своей калмыцкой столице, который признан лучшим в России. Журналисты приглашение с благодарностью приняли. Кирсановский лайнер им понравился. В нем все удобства, какие только может пожелать человек. Шестизвездочный зарубежный отель, да и только! Удивил корреспондентов и внешний дизайн самолета. Снаружи он расписан различными шахматными фигурами, поскольку Кирсан Николаевич является и президентом Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Еще более удивили журналистов откровенные рассказы дважды президента о многих забавных историях из его жизни. Вот один из них. Плыл Кирсан Николаевич по морю в одну страну, собиравшуюся вступить в ФИДЕ. Поднялся сильный ветер, и на душе у главного начальника шахматистов планеты стало неспокойно и даже тревожно. Вот он и решил, как велит традиция, сделать какое-нибудь приношение морскому богу Нептуну. Выбрал то, что было под рукой. Вернее, на руке – часы. Они стоили 100 тысяч долларов. Не колеблясь Кирсан Николаевич бросил их в пучину. И корабль благополучно добрался до берега. На вопрос, неужели не жалко было лишиться такой дорогущей вещицы, Кирсан Николаевич ответствовал, что жизнь дороже. И развил дальше свою мысль. Он вообще равнодушен и к вещам, и к деньгам. Ничего не копит, не коллекционирует. Вот недавно заработал пять миллионов долларов, так за два дня они испарились. Живет по принципу: голыми мы приходим в этот мир, голыми и покидаем его.
Причинами долларового «испарения» тактичные корреспонденты не стали особо интересоваться.
* * *
Уже сообщалось, что во время экскурсии по Эрмитажу в Петербурге лица, сопровождавшие президента Буша, обратили его внимание на портрет императрицы Екатерины Великой. Американский президент при этом как-то загадочно и с тонким намеком улыбнулся и спросил: «А где портрет Потемкина?» Газета «Аргументы и факты» предложила президенту Путину так же остроумно ответить на намек г-на Буша, когда Владимир Владимирович приедет в Америку с ответным визитом. Покажут ему в Белом доме портрет 42-го президента США Билла Клинтона, а он, как бы между прочим, тоже пусть спросит: «А где портрет Моники Левински?»
Хороший совет, не правда ли?
Подготовил Александр МАКАРОВ.