Андрей Григорьев:
– Наш «круглый стол» посвящен проблеме, которая в ближайшие годы может выйти на первое место в политической жизни страны. Ведь от того, какими окажутся новые правила выборов, будет очень многое зависеть. Георгий Михайлович Петров только что вернулся с совещания в Центризбиркоме, и сегодня мы можем узнать самые свежие новости, что называется, из первых рук.
Георгий Петров:
– На совещании председателей избирательных комиссий субъектов РФ 31 мая, которое вел председатель ЦИК РФ Александр Вешняков, присутствовали представители руководства Госдумы России, Совета Федерации, Верховного суда РФ. Перед нами выступал руководитель администрации президента Александр Волошин: у него не прозвучало никаких сомнений, что Владимир Путин одобрит закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ». Я как юрист – сторонник стабильности законодательства, но все же есть причины, которые заставили законодателя принять новую редакцию этого закона. Принят закон о политических партиях, нужно убрать неурегулированные моменты, которые были в старом законодательстве, поставить преграду перед «грязными» технологиями.
Я бы хотел кратко остановиться на новациях, которые введены в законодательство:
* Первое. Вводится смешанная система выборов депутатов региональных парламентов: не менее 50 процентов должны избираться по партийным спискам. Нам придется вместе с облдумой выкраивать округа и до 14 июля 2003 года привести законодательство области в соответствие с федеральным.
* Второе. Устанавливается двухтуровая система выборов губернаторов.
* Третье. Закреплен принцип формирования избирательных комиссий по вертикали. Областная избирательная комиссия по-прежнему будет формироваться на паритетных началах губернатором и Думой, но две кандидатуры будет рекомендовать ЦИК РФ, в том числе кандидатуру председателя областной избирательной комиссии. Не треть, как сейчас, а половина членов комиссии должны быть представителями политических партий, имеющих свои фракции в российском или региональном парламенте. Территориальные комиссии ранее назначались собраниями представителей муниципальных образований, а сейчас это будем делать мы. Конечно, кандидатов будем обсуждать с муниципальными образованиями.
* Четвертое. Если раньше федеральный закон только рекомендовал регионам ввести избирательный залог, то сейчас в законе субъекта РФ в обязательном порядке должна быть прописана альтернатива: кандидат либо собирает подписи, либо вносит денежный залог. В 1999 году област-ная Дума решила, что на местных региональных выборах можно обойтись без залога. Сейчас у нее такого права нет.
* Пятое. Исключается возможность проведения досрочного голосования в помещении как участ-ковых, так и территориальных
избирательных комиссий.
* Шестое. Законом субъекта РФ теперь можно разрешить голосование по почте. Областная Дума может выбирать, принять эту возможность или не принять.
* Седьмое. Снятие кандидата возможно сейчас только через суд и не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Раньше этот вопрос могла решать и избирательная комиссия.
* Восьмое. Разделяются понятия «предвыборная агитация» и «предвыборная информация». Ведь раньше доходило до абсурда: избирательная комиссия не имела права даже просто приглашать избирателей на выборы. Зато работники СМИ, если они стали кандидатами, обязаны уйти в отпуск.
* Девятое. Кандидаты на все выборные должности отныне обязаны представлять декларации о размере и источниках дохода и имуществе. В нынешний областной закон о выборах эта норма внесена не была.
* Десятое. Все кандидаты, занимающие в исполнительной власти должности категории «А» (губернаторы и федеральные министры), будут обязаны после регистрации уйти в отпуск.
* Одиннадцатое. Снижена минимальная явка избирателей на выборы с 25 до 20 процентов.
Андрей Евтушенко:
– Минимальную явку избирателей можно довести и до 10 процентов. Только от этого абсолютно ничего не изменится. Можно было оставить и 25 процентов.
Георгий Петров:
– У нас в области всегда на выборы приходило 60 процентов избирателей и больше.
Андрей Евтушенко:
– А в сельских районах все равно придут 70 – 80 процентов. Эта новация, видимо, значима для Москвы и других больших городов.
Александр Кузнецов:
– Уважаемые депутаты, а как вы относитесь к тому, что совсем недавно комиссия по этике област-ной Думы решила добиваться лишения нашей избирательной комиссии права законодательной инициативы по вопросам ее компетенции? И это накануне грандиозных изменений в избирательном законодательстве области, когда в рекомендациях Центризбиркома нам предлагается привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. А наши депутаты вроде как отодвигают избирательную комиссию от участия в решении этих вопросов.
Вячеслав Блатов:
– Я против такого подхода. Нужно обязательно поддержать избирательную комиссию.
Евгений Ершов:
– Лишать избирательную комиссию законодательной инициативы мы не должны. Любой орган власти объединяет специалистов и должен иметь право вносить законы по предметам своей компетенции.
Георгий Петров:
– Мы – государственный орган субъекта Российской Федерации. И мы не просим права решающего голоса, а хотим лишь сохранить возможность ставить перед Думой вопросы избирательного законодательства.
Андрей Григорьев:
– Принятие нового закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» – это вопрос решенный. А насколько в связи с этим изменится областной закон о выборах?
Георгий Петров:
– Объем изменений, которые предстоит внести в существующее законодательство, настолько большой, что, видимо, придется готовить новую редакцию областного закона о выборах. Учитывая опыт других регионов, таких, как Сверд-ловская и Воронежская области,
я бы предложил назвать этот закон избирательным кодексом Ярославской области.
Андрей Григорьев:
– Итак, выслушав Георгия Михайловича, мы можем теперь обсудить изменения в законодательстве, которые напрямую касаются выборов в областную Думу.
Слово за партиями?
Сергей Кулаков:
– Ключевой момент нового закона – введение партийных списков на выборах в областную Думу. Причем в них по закону о политических партиях смогут участвовать только региональные отделения федеральных партий, а не иные общественные объединения. В Красноярском крае и Свердлов-ской области, где уже давно проходят выборы по партспискам, обычно выигрывали такие местные объединения и блоки, как Северная партия, «Преображение Урала», «За Лебедя!». Теперь выборы в областную Думу будут проходить по тому же сценарию, что и избирательные кампании в Госдуму России. Как вы думаете, готовы ли жители нашего региона голосовать за партии?
Георгий Петров:
– Сейчас в Ярославской области зарегистрировано 5 региональных отделений федеральных политических партий. По новому закону обязательно выборы по спискам вводятся в тех регионах, где таких отделений не менее трех. Партийные выборы – это неизбежность.
Андрей Евтушенко:
– Партийные списки, безусловно, внесут определенный порядок. Ведь до недавнего времени кто лучше сказал речь, кто больше наобещал, того и депутатом избирали. Партийная борьба, конечно, пожестче пойдет. Может быть, в низах ее не так будет видно, но на уровне регионов она будет жаркой. И все-таки побеждать будет кон-кретный кандидат, и от этого никуда не уйти, какие бы гарантии ни давал партийный список. По одномандатному округу или по списку идет кандидат – не важно. Главное, чтобы человек был достойный, личность, одним словом...
Андрей Григорьев:
– Вспомните первые выборы в Госдуму России по партспискам в 1993 году. Прогнозировался триумф «Выбора России», а в результате Жириновский получил массу голосов. Не отразится ли на выборе избирателя чисто эмоциональный фактор? Ведь не секрет, что многие делают выбор спонтанно, в самый последний момент.
Вячеслав Блатов:
– Сергей Кулаков упомянул о том, что в Красноярском крае имеется один из немногих в России примеров использования партийных списков при формировании краевого законодательного собрания. В свое время это был первый подобный опыт. Половина краевого парламента (20 из 42 мест) распределяется в общекраевом избирательном округе между политическими партиями, формирующими партийные списки. Сначала были серьезные опасения, что деятельность партийных депутатов превратится в политиканство, поскольку собственно политических вопросов – в таком высоком смысле слова – на уровне представительных органов субъектов Федерации не так уж много. Чем ближе власть к земле, тем, по идее, в ней меньше политики.
Жизнь показала, что никаких оврагов в депутатской среде в связи с этим не возникло, а вот оживление партийной системы, повышение ее жизнеспособности произошло. Пропорциональная система дала питательную региональную почву для формирования партийной системы в стране, ибо партия – это необходимый атрибут гражданского общества. То есть я думаю, что с учетом красноярского опыта можно с уверенностью говорить: пропорциональный принцип избрания части депутатского корпуса вполне обоснован. При этом должна сохраниться и возможность избираться по одномандатным округам людям, не очень политически ангажированным, но играющим серьезную роль в жизни края. Я имею в виду крупных предпринимателей, управленцев, представителей нашего учительства, врачей и так далее. Такой смешанный подход, я считаю, на сегодня является оптимальным.
Сергей Кулаков:
– Вячеслав Юрьевич, как вы относитесь к тому, что сейчас в региональных выборах смогут участвовать только общефедеральные политические партии?
Вячеслав Блатов:
– Я думаю, что в этом ничего страшного нет. Если мы действительно собрались строить серьезную многопартийную систему в стране, то этому движению должен быть придан импульс на местах, в том числе и за счет такого ограничения применительно к региональным движениям и партиям. Федеральная партия предполагает гораздо большую степень устойчивости, а следовательно, прогнозируемость поведения своих членов и, как следствие, большую надежность в реализации тех надежд, которые связывают с определенными группами людей сами избиратели.
Евгений Ершов:
– Я не против партий, хотя, честно говоря, в большинстве наших партий идеологии и не просматривается: все толкуют в принципе об одном и том же. И хотя говорят, что избиратели будут голосовать не за партии, а за кон-кретных людей, все равно список кандидатов будет определяться партией, а успех партии на выборах в областную Думу будет решаться на федеральном уровне.
Сергей Кулаков:
– Допустим, население проголосует за партию, клюнув на ее яркую рекламу, а дальше?
Евгений Ершов:
– А потом возникнет вопрос о партийной дисциплине среди тех депутатов областной Думы, кто прошел по спискам. Придет ко мне избиратель и попросит решить его насущные проблемы, а партия скажет: «Нет, ты не смей думать, как избиратель, он ошибается». Тем самым выхолащивается важнейшая конституционная идея о том, что депутат подотчетен только своим избирателям. Депутат-списочник окажется под контролем лидеров партии. На мой взгляд, партийность будет вносить раздрай в работу областной Думы. Партия, которая получит большинство, сможет диктовать свою волю остальным. Уже сегодня так называемая партия города Ярославля организована, а депутаты от остальных муниципальных образований раз-общены и потому проигрывают. В условиях партийности Думы очень трудно будет найти председателя, который сумеет собрать воедино и партийные интересы, и территориальные, свести их все во благо населения.
Вячеслав Блатов:
– Просто придется сделать упор на фракционную работу. Если выборы будут проходить по спискам, то депутаты объединятся по партийным фракциям, как в Госдуме РФ. У каждой фракции там есть аппарат, свои юристы, экономисты. И уже фракция будет вносить те или иные законопроекты, рассчитывая на дисциплинированное голосование своих членов. Это нормально.
Сергей Кулаков:
– Виктор Иванович, у вас есть надежда поставить своего пошехонца в список какой-то партии на выборах в областную Думу?
Виктор Барсуков:
– А почему бы и нет? Если мы захотим, то все сделаем. В 1990 году на российских выборах мы Рыбинск обыграли. Стоит только захотеть.
Андрей Григорьев:
– Можно сказать, что этим законом практически закладываются грядущие перекосы в областной Думе. Очень может быть, что депутаты, которые пройдут по одномандатным округам, в Думе примкнут к сильнейшим партиям. Возникнет «однобокая стабильность» – будет проводиться одна партийная линия. Когда в законодательном органе доминирует одна позиция и все без обсуждения принимается, это очень опасно. Как верно заметил Александр Вешняков, при отсутствии многопартийности в региональных парламентах исполнительной власти ими легче манипулировать. Нам это нужно?
Думу обезглавят
Сергей Кулаков:
– В соответствии с уже вступившими в силу поправками в закон об общих принципах организации власти в российских регионах главы муниципальных образований, а также депутаты местных собраний представителей больше не смогут быть региональными парламентариями. Восемь глав городов и районов окажутся перед нелегким выбором. Можно ли прогнозировать такую ситуацию, что кто-то из глав муниципальных образований уйдет в Думу, оставив своего преемника в районе? Они – опытные люди, могут работать в Думе на постоянной основе, комиссии, например, возглавить...
Виктор Барсуков:
– Вполне вероятно, что так и будет. Фракция «Единая Россия» уже поддержала Элеонору Шереметьеву, если та будет баллотироваться в Госдуму РФ.
Андрей Евтушенко:
– Запрет на совмещение депутатства в муниципалитетах и в обл-думе – это очень интересный вопрос. На сегодняшний день областной центр силен тем, что депутаты муниципалитета Ярославля наводнили Госдуму Ярославской области.
Вячеслав Блатов:
– Да их всего шесть! Мэр Виктор Волончунас – седьмой.
Андрей Евтушенко:
– Но это шесть депутатов, которые работают в едином направлении и лоббируют интересы областного центра. Другое дело – глава местного самоуправления, работающий в областной Думе. И Виктор Иванович, и я знаем, как нелегко совмещать два поста. Но никто, кроме нас, не защитит интересы муниципального образования в облдуме.
Сергей Кулаков:
– Почему бы вам не подобрать грамотного специалиста – юриста, политолога, экономиста – и не помочь ему избраться в депутаты Думы?
Андрей Евтушенко:
– Какой бы депутат ни был, на все 100 процентов он нас не заменит. Допустим, Виктор Иванович в «Единстве», а пройдет от его района депутат-коммунист. И вот попробуй потом поработай с таким депутатом на муниципальном уровне. Хорошо, если сложатся личные отношения между депутатом и главой муниципального округа. Но мы знаем, что такое партийные разногласия. Они определяются не только нашими мнениями, они выходят на федеральный и региональный уровни. И конечно, это внесет очень большие сложности в работу глав муниципальных образований. В конечном счете страдать будут наши избиратели. Это настораживает.
Евгений Ершов:
– А я прямо скажу: мои конституционные права будут нарушаться. Я, как депутат Рыбинского совета депутатов, буду лишен права представлять интересы рыбинцев в областной Думе. Это явная дис-криминация меня и моих избирателей. Поэтому у меня возникает больше вопросов, чем ответов. Действующий закон мы обязаны исполнять, но эти вопросы будут животрепещущими для нас как депутатов облдумы, когда мы будем подтягивать федеральный закон к нашим условиям.
На сегодняшний день постулат о том, что глава муниципального округа не может быть депутатом областной Думы, неприемлем. Подготовленных кандидатов в депутаты в сельских районах очень трудно найти. Глава округа – это наиболее грамотный специалист, который знает интересы и потребности своих избирателей и который наиболее ярко может их представить в законодательном собрании региона. А сегодня депутаты и главы часто идут врозь. Хотя вроде делают общее дело – защищают людей, которые у них в округе
живут.
Виктор Барсуков:
– Все говорят, что с депутатами сложно договориться... Никакой сложности нет. Каждый месяц я собираю 20 своих районных депутатов и все вопросы снимаю. Мне легче с депутатами решить, чем на себя взять единоличную ответственность. Когда работаешь с депутатами систематически, все будет нормально. Конечно, поспорить надо.
Сергей Кулаков:
– Депутат, глава района, очень просто решает проблемы своих избирателей. У него в помощниках целая администрация...
Виктор Барсуков:
– Для меня все просто до невозможности. Многие депутаты только встречаются с избирателями, а я живу с ними рядом. Телефон стоит у меня прямой, не через секретаря. Ко мне домой может прийти избиратель. Одно дело – представлять интересы округа. А если ты разделяешь с избирателями радости и невзгоды, то это совсем иная ситуация.
Вячеслав Блатов:
– Андрей Владимирович Евтушенко прав. Совершенно особая ситуация, если глава администрации является депутатом. Глава района знает существующие у его жителей проблемы и будет вникать в суть принимаемых законов. От этого запрета будет больше минусов, чем плюсов. Но если уж есть норма закона и главы не могут больше баллотироваться в депутаты, то задача ваша как руководителей районов подобрать себе достойную замену. И то же самое касается двойных депутатов – муниципалитета и областной Думы. У нас фактически возникает такая же проблема. Мы упираемся опять в вопрос кадров, профессионализма.
Евгений Ершов:
– Вот Виктор Иванович рассказал, как он работает с 20 депутатами Пошехонского собрания представителей: знает все их достоинства и недостатки и в целом управляет ими. Он всегда может из этих 20 человек на следующую ступень власти найти кандидата. Давайте вернемся к старой партийной си-стеме кадрового резерва. Плохое забудем, а лучшее оставим. Сейчас это кадровое сито в руках главы муниципального образования.
Андрей Григорьев:
– Но если раньше все кадровые вопросы решались сверху, то теперь последнее слово все же за избирателями...
Евгений Ершов:
– Вы не правы. Если лидер, находящийся сверху управленче-ской пирамиды, правильно управляет процессом, то именно он будет выдвигать людей. Как нам уйти от того, чтобы избирали кандидата, который красиво говорит и красиво выглядит? Можно идти несколькими путями. Самое важное – готовить избирателей к тому, что надо выбирать не только красиво говорящего, а еще и имеющего определенное образование, профессионально подготовленного к депутатской деятельности человека, понимающего местные проблемы. Нужно приучить людей избирать в Думу специалистов.
Виктор Барсуков:
– Чем меньше будет в облдуме депутатов, тем большую роль при их выборах будут играть деньги. Молодые бизнесмены пойдут в Думу, у них деньги есть.
Евгений Ершов:
– Нужно повышать политическую грамотность избирателей. Гражданин, придя на избирательный участок, должен понимать, за кого он голосует. Второй путь – подготовка кандидатов в депутаты, об этом тоже есть резон думать. Фундамент государства – местное самоуправление. Будущий депутат областной Думы должен начинать со старшего по подъезду, по дому, старосты. Из председателя комитета общественного самоуправления вырастает местный депутат, а уж отсюда прямая дорога в региональный парламент. Избиратели в этом случае будут знать, что, если кандидат неплохо поработал старостой и навел порядок в доме, он сможет отстоять их интересы и на районном, областном уровнях. Хотя я понимаю, что процесс селекции достойных кандидатов достаточно длительный.
Резать без крови
Сергей Кулаков:
– Спикер Думы Андрей Крутиков озвучил три варианта реформы избирательной системы области. По первому варианту в Думе остается 50 депутатов, половина их будет избираться по партспискам, остальные 25 – по одномандатным округам. По второму варианту возвратится схема избирательных округов, по которой избирались депутаты первой областной Думы 1994 – 1996 годов: 23 одномандатных округа плюс такое же количество депутатов-партийцев. Третий вариант – наиболее радикальный. В Думе остается всего 32 депутата: 16 одномандатников и 16 списочников. Каково мнение депутатского корпуса по этому поводу? Что будет, если размеры избирательных округов будут увеличены?
Вячеслав Блатов:
– Мы на заседании областной Думы 4 июня уже пытались обсудить, сколько депутатов должно работать в Думе. Есть разные мнения. Рассматривается даже вариант оставить 50 депутатов по одномандатным округам, как сейчас, и прибавить 50 мест для депутатов по партийным спискам. Но 100 человек – это уже слишком. На мой взгляд, имеет смысл сократить число депутатов Думы до 32. Из них 16 пойдут по спискам, а остальные – по одномандатным округам. Благо проект новой нарезки округов уже подготовлен.
И возможно, надо сделать всех депутатов Думы работающими на постоянной, профессиональной основе, как это сделано в Московской городской Думе. Там 35 депутатов на постоянной основе, у каждого есть свои аппарат, техника, помощники, которые работают в избирательном округе. А ведь в Москве на одного депутата приходится значительно больше избирателей, чем в Ярославской обла-сти. И тем не менее эффективность работы народных избранников в столице не меньше нашей. Есть, конечно, и компромиссный вариант: сделать работающими на постоянной основе только председателей думских комиссий и их заместителей.
Сергей Кулаков:
– Для чего нужны депутаты, работающие на профессиональной основе?
Вячеслав Блатов:
– Очень часто пресса, и «Северный край» в том числе, пишет, что у депутатов дисциплина низкая, срываются заседания постоянных комиссий и даже Думы. Это происходит потому, что среди депутат-ского корпуса много директоров. Понятно, что человек, находящийся у руля крупного предприятия, по «остаточному принципу» читает документы, которые будут обсуждаться на Думе. Так же он в проблеме разбирается, так же и голосует.
Евгений Ершов:
– Я целиком и полностью поддерживаю глав районов. Нарезка избирательных округов в случае сокращения числа депутатов будет крайне несправедливой. Ничего хорошего из укрупнения округов не выйдет. Я полагаю, что планируемое сокращение депутатских мест нарушает стабильность политиче-ской системы. Избиратели привыкли к тому, что у них в Думе есть депутат, который представляет их интересы.
Вот мы с Виктором Ивановичем Барсуковым делим Рыбинский район пополам. И как бы ни хотел, он в основном занимается своим Пошехоньем. Но я его тоже прекрасно понимаю: у него хватает проблем в своем муниципальном округе. А теперь к нему хотят добавить кроме Рыбинского района Даниловский, Большесельский и Мышкинский. И я не верю, что он мои интересы избирателя полновесно защитит в областной Думе.
Георгий Петров:
– Я хотел бы внести ясность по поводу нарезки избирательных округов. У избирательной комиссии нет личной заинтересованности в том, сколько должно быть депутатов в областной Думе. Но мы заинтересованы, чтобы не нарушались права избирателей, чтобы схема одномандатных округов была наиболее удобна для них, а также для работы избиркомов. Вот два показателя.
Евгений Ершов:
– А работа депутата? Вы-то назначены для того, чтобы организовать выборы...
Георгий Петров:
– Если в областной Думе будет 16 одномандатников, то один депутат будет избираться в среднем от 67 тысяч избирателей. Ярославль в таком случае будут представлять не 23, а всего 7, в Рыбинске будет 3 или 4 депутата. Мы с аппаратом облдумы разные расклады проработали. Нам не хочется отрезать куски от районов. Лучше, чтобы территории нескольких районов целиком вошли в один избирательный округ. Легче соединить, чем разрезать.
Евгений Ершов:
– Без крови избирателей, это называется.
Георгий Петров:
– Окончательно вопрос о числе мест в региональном парламенте будут решать сами депутаты Госдумы. В течение года должна быть внесена поправка в устав области. Мы можем только советовать...
Сергей Кулаков:
– Если останется 16 одномандатников, это, видимо, означает, что Пошехонский и Данилов-ский районы войдут в один избирательный округ. Как жители этих районов смогут договориться о едином кандидате? Не выборы, а кулачный бой: стенка на стенку, район на район. Где больше жителей, тот район и проведет в Думу своего кандидата. Имеет ли смысл уменьшать число депутатов, усиливая межрайонную рознь?
Вячеслав Блатов:
– Я так понимаю, что цифра 32 возникла не случайно. Этот вопрос будет обсуждаться. Возьмем карту области, соберемся с главами, посмотрим, как удобнее, может быть, два района объединим. У нас по такой системе получается, что за Волгой будет один депутат, во всех районах – один депутат, только в Брагине – два. Фактически эта проблема решаема...
Сергей Кулаков:
– Если ни директора, ни главы районов в Думе, ни местные депутаты не будут участвовать в выборах...
Вячеслав Блатов:
– Я не думаю, что директора так просто откажутся от участия в выборах, скорее, наоборот.
Андрей Евтушенко:
– Сегодня никого из нас, депутатов, не покупают. А после избирательной реформы, поверьте, депутатов будут покупать. Сейчас у нас в облдуме самая мощная группа – промышленники. Их не сломать, а можно только убедить. Когда в Думе не будет директоров, они, для того чтобы добиться своего, все сделают, купят голоса, сегодня у них очень много денег. Они пойдут всех покупать...
Виктор Барсуков:
– Я согласен с тем, что депутаты областной Думы, как и федеральные, должны работать на профессиональной основе. Даже если в Думе останется 10 освобожденных депутатов, все равно придется им работать по селу. Но уже сейчас в областной Думе засилие Ярославля.
Вячеслав Блатов:
– Виктор Волончунас, конечно, стал бы спорить с тезисом, что контроль за областной Думой установили представители Ярославля. Отношения областного центра и районов – вечная тема. Я, кстати, хочу с вами, Виктор Иванович, не согласиться. Вы говорите, что городские депутаты отстаивают только интересы Ярославля. Это не так. Если вы правы, я всегда готов вас поддержать.
Сергей Кулаков:
– Сейчас федеральный центр готовит реформу местной власти. Видимо, в ближайшее время будут созданы укрупненные муниципальные округа, обладающие государственными полномочиями. Их руководители будут назначаться, а не избираться. Вполне вероятно, что и границы избирательных округов будут следовать за границами муниципальных, определенными федеральными властями. В Москве все за нас решат, как бы мы ни спорили! Пока же у жителей области есть время вы-сказать свою позицию, какой бы они хотели видеть нарезку избирательных округов. Они могут обратиться в Думу, к своим депутатам, в нашу газету.
Андрей Григорьев:
– Спасибо всем за участие в нашей дискуссии. И в дальнейшем «Северный край» будет играть роль связующего звена между избирателями и депутатами, помогать жителям области защищать свои интересы.
Записал Сергей КУЛАКОВ.
Фото Вячеслава ЮРАСОВА.