Однако на каждое «инь» есть своё «янь», и рядом со светом гнездятся тени. И праздничный 2010-й был ещё и годом посткризисным, годом преодоления финансовых и экономических потерь, что и отразилось в законах, обсуждавшихся и принимавшихся в областной Думе в течение года.
Уже в феврале стало ясно, что спокойной жизни депутатам парламентский сезон-2010 не сулит. На первом в году февральском заседании областной Думы случилась сенсация. Десять оппозиционных депутатов неожиданно для лояльного думского большинства сумели внести коррективы в план контрольно-счётной палаты и инициировать проверку расходов по 1000-летию. Чем, кстати, сыграли на руку власти, в особенности городской – проверка ещё продолжается, но уже сейчас ясно, что громких разоблачений не будет и деньги потрачены законно.
Весной депутаты столкнулись с «коммунальными» трудностями. На мартовском заседании Думы были озвучены шокирующие данные: 20 процентов управляющих компаний предоставляют недостоверную информацию даже правительству области. Ответом законотворцев стало принятое уже в апреле специальное постановление Думы «О работе управляющих организаций в сфере ЖКХ и оплате населением ЯО жилищно-коммунальных услуг». К чести как исполнительной, так и законодательной власти нужно сказать, что в течение всего года шла работа над тем, как облегчить бремя коммунальных расходов для ярославцев. Эта проблема обсуждалась и при подготовке изменений в областной Социальный кодекс, и при разработке проекта бюджета на 2011 год и плановый период 2012 – 2013 годов. В результате был сохранён гораздо более щадящий, чем в большинстве соседних регионов, «порог субсидирования» – на помощь в оплате услуг ЖКХ смогут претендовать семьи, в чьём бюджете на «коммуналку» уходит более 14 процентов.
Областной Социальный кодекс в этом году обновлён, все социальные выплаты в нём увеличены на 8,5 процента. Несомненным достижением социальной политики в области стало развитие работы электронного правительства. Вкратце суть его работы в том, что постепенно растёт количество государственных услуг, которые можно получить через Интернет, например, прописаться, оформить субсидию и т. д. Это уничтожает бюрократические препоны, сводит на нет возможности коррупции. Развёрнутая информация о конкретных услугах доступна на сайтах правительства области или gosuslugi.ru.
В этом году был приведён в соответствие с федеральным законодательством Устав области, который специалисты называют «региональной конституцией». Наряду с уставом важнейшим для жизни всех ярославцев нормативно-правовым актом стал, конечно же, областной бюджет. Обсуждение его было острым, оно продолжалось ещё утром перед декабрьским заседанием Думы, на котором бюджет был принят. Правительство и депутаты нашли целый ряд компромиссов – повысили зарплату работникам бюджетной сферы не с июля, как планировалось ранее, а уже с января, изыскали более 100 миллионов на первоочередные целевые программы, такие как «Чистая вода» и газификация села. Однако самое важное в новом бюджете – не конкретные цифры расходов, а «смена курса». Главный финансовый документ области жёстко ориентирован на рост доходов, а план сделать областной бюджет 2013 года бездефицитным – почти революция в бюджетной политике.
Но, на мой взгляд, «региональным законом года» следует признать принятый в ноябре областной закон № 50-з «Об участии Ярославской области в проектах государственно-частного партнёрства». Он открывает дорогу миллиардным инвестициям в проекты газификации, строительства индустриальных парков в моногородах, делает реальным рост доходов.