Бесплатный проезд в Ярославле был введен в 1992 году по инициативе мэра Виктора Волончунаса. Директор ФГУП «Ярославское АТП» Геннадий Зеленин напомнил, что во времена СССР такой льготы не существовало.
– Эта мера социальной защиты пожилых была введена во время резкого роста цен на все товары, массовых задержек пенсий. Это была чисто ярославская инициатива, – заметил Зеленин.
Так бы и дальше ездили пенсионеры бесплатно, если бы в прошлом году федеральные власти не решили разобраться со льготами, частично заменив их денежной компенсацией. Известный федеральный закон № 122 разделил льготников на две категории – федеральные (ветераны войны, инвалиды) и региональные (ветераны труда, труженики тыла, репрессированные). Простые пенсионеры – не инвалиды и не ветераны (в нашем регионе их 100 тысяч из 400 тысяч получателей пенсий) – остались вне категорий.
Поздней осенью 2004 года после массовых акций протеста пенсионеров мэр Виктор Волончунас приказал выдать бесплатные проездные пенсионерам-нельготникам, живущим в областном центре. Обделенными оказались пожилые люди из районов. Тогда Анатолий Лисицын взял ответственность на себя и с 1 февраля ввел бесплатный проезд в городском пассажирском и межмуниципальном автобусном транспорте для пенсионеров на всей территории области.
В первом квартале в регионы из российского бюджета стали поступать деньги из расчета по 50 рублей в месяц за проезд ветеранов и инвалидов. Однако простые пенсионеры бесплатно ездят сейчас только в трех регионах России – Москве, Санкт-Петербурге и Ярославской области. Минфин РФ даже стал требовать от областной администрации отказаться от непрописанной в федеральном законе о монетизации меры социальной поддержки. Поэтому губернатор Анатолий Лисицын своим постановлением рекомендовал местным властям ввести 50-процентную скидку для ветеранов-нельготников.
Власти Ярославля оказались перед выбором. Виктор Волончунас, убеждая депутатов муниципалитета отменить введенный им же бесплатный проезд, ссылался как раз на волю федерального центра. Большинство муниципалитета поддержало мэра, изъяв из «Комплексной программы мер социальной защиты жителей Ярославля» пункт о бесплатном проезде.
Однако сразу десять депутатов облдумы разработали поправки в региональный закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», предложив сохранить бесплатный проезд для пенсионеров-нельготников. Принять поправки планировалось на заседании 4 октября, но вступить в силу они могли бы только через две недели. Все эти дни пожилые люди были бы дезориентированы, что чревато конфликтами. Чтобы избежать их, губернатор 30 сентября и объявил о сохранении статус-кво до конца года.
В пятницу мэрия в экстренном порядке приостановила официальное опубликование решения муниципалитета об отмене бесплатного проезда. Получилось, что в настоящее время городская исполнительная власть не выполняет решение депутатов, предоставляя бесплатный проезд пенсионерам. Поэтому депутаты-оппозиционеры из фракции «Новый город» требуют экстренного созыва муниципалитета и отмены потерявшего всякий смысл постановления. Народные избранники настаивают, чтобы Виктор Волончунас приостановил свой отпуск в Египте и вернулся в город.
Как заявил на состоявшейся вчера пресс-конференции Анатолий Лисицын, решение о сохранении бесплатного проезда для пенсионеров и почетных доноров принято в связи с тем, что в бюджет области поступили дополнительные доходы от НГК «Славнефть» в размере 330 млн. рублей, а также от других крупных налогоплательщиков еще 300 миллионов. Решение о сохранении бесплатного проезда распространяется на всю территорию Ярославской области. Глава региона принял его после ряда консультаций.
– Я после принятия решения созвонился с мэром Ярославля Виктором Волончунасом и поставил его в известность об этом, – рассказал глава региона. – Я также сообщил о принятом решении председателю муниципалитета Ярославля Владимиру Голову.
Анатолий Лисицын заявил, что во вторник предложит Думе внести поправки в бюджет области на 2005 год, чтобы предусмотреть дополнительную компенсацию убытков автотранспортных предприятий на перевозку льготных категорий населения. Расходы на четвертый квартал 2005 года составят
5 млн. рублей для областного бюджета и столько же – для бюджета города.
Губернатор опроверг появившиеся утверждения о том, что своим решением о сохранении бесплатного проезда он якобы поставил в неудобное положение мэрию Ярославля, которая неделю назад призывала депутатов муниципалитета отменить бесплатный проезд, заменив его 50-процентной оплатой стоимости билета.
– Я не вижу ничего невыигрышного в позиции, которую занимает исполнительная власть города, – заявил Анатолий Лисицын. – В своих действиях я исхожу из сложившейся социально-политической и экономической ситуации во всей Ярославской области. И мои решения – это рекомендация для местной власти, которая вправе не согласиться с ней. Я не вижу никакой подставы. Наоборот, мэр должен радоваться, что принято решение сохранить бесплатный проезд до конца года – это на пользу и власти, и людей.
Глава региона подчеркнул, что с 1 января 2006 года пенсионеры и доноры все же будут оплачивать половину стоимости проезда в общественном транспорте.
– Это продиктовано новыми дополнительными расходами, которые лягут на бюджет региона в 2006 году, а также общей позицией по замене льгот на денежные компенсации, – отметил Анатолий Лисицын.
Между тем депутаты облдумы готовы установить бесплатный проезд в регионе бессрочно. Об этом они говорили вчера на заседании комиссии по социальной политике. По расчетам депутатов, цена вопроса для 100 тысяч человек – 60 млн. рублей в год, или 15 миллионов на квартал.
– Давайте навсегда узаконим и льготы пенсионеров. У нас есть необходимые для этого полномочия. Социальная поддержка граждан пожилого возраста отнесена федеральным законодательством к компетенции субъекта РФ, – считает депутат Олег Виноградов.
– Мы очень рады, что губернатор вмешался и решил проблему до конца года, – сказала депутат Нина Жукова. – Теперь нам надо закрепить социальную гарантию для пенсионеров.
– Выбор у нас таков: либо реагировать на митинги и пикеты, либо планомерно решать проблему, – полагает депутат Владимир Молодкин.
В спор вмешалась замгубернатора Ирина Скороходова, отвечающая в областной администрации за социальную политику:
– Социальная поддержка должна быть адресной. Пенсионер пенсионеру рознь. Некоторые пожилые люди работают и получают много больше бюджетников.
Председатель комиссии по соцполитике Вера Никольская предложила компромисс: принять депутатский законопроект 4 октября в первом чтении, а дальше без спешки договориться о форме социальной поддержки пенсионеров в будущем году.
Как будут развиваться события, станет ясно уже сегодня.