Учёные Ярославского государственного университета имени Демидова, который выступает в качестве одного из организаторов данного форума, в своей научной и образовательной деятельности в разной степени вносят вклад в изучение данной проблематики. В этой связи имеет смысл отметить некоторые научные разработки, которые поддержаны российскими и зарубежными грантами, отмечены премиями. В частности, исследования поддерживались Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), грантом Президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных, грантом программы «Фулбрайт». Отмечены премией Российской академии наук в номинации «Мировая экономика и международные отношения» для молодых учёных за цикл работ по изучению динамики образа государства в международных отношениях (Анна Смирнова, кандидат политических наук, доцент).
На протяжении нескольких лет приоритетной тематикой выступала проблема образа государства на международной арене, его влияния в качестве фактора принятия внешнеполитических решений, восприятия угрозы, сотрудничества с другими государствами в рамках международных организаций, например «Группы восьми».
Основной вывод, который можно сделать на основе проведённых исследований, заключается в следующем. У каждого государства есть уникальное, транслируемое политической элитой представление о ключевых ценностях страны, её приоритетах, статусных позициях, обязательствах и сферах ответственности на международной арене. Подобные представления становятся основой национальных интересов и тем самым оказывают влияние на формирование внутренней и внешней политики, принятие решений, определение вызовов и угроз безопасности, обозначение векторов сотрудничества.
Существование национальных интересов подчас становится причиной достаточно этноцентричного видения государствами проблем в сфере международных отношений. Иногда взгляды на актуальные мировые и региональные проблемы и методы их разрешения могут совпадать, а подчас – иметь противоположную направленность. Яркими примерами подобных рассогласований в сфере международной политики, в сфере распространения ядерного оружия стали программы Ирана и Северной Кореи. Как известно, отсутствие разделяемого видения проблемы пагубно сказывается на её разрешении.
Подчас единое видение проблемы отсутствует и у представителей экспертного сообщества. Это было заметно и в работе секций форума, в том числе и по проблемам безопасности. Однако в данном случае это стимул взглянуть на одну и ту же ситуацию, преодолеть этноцентричное видение с позиций национальных интересов государства и найти эффективное решение проблемы. Поэтому форум служит хорошей основой для взаимодействия государственных деятелей и сообщества экспертов.
Другое направление исследований связано с изучением интеграции России в «Группу восьми» и её роли в разрешении ключевых проблем международных отношений, таких, как распространение ядерного оружия, борьба с терроризмом и обеспечение энергетической безопасности. Результаты исследования позволили сделать вывод, что обретение нашей страной членства в «восьмёрке» необходимо рассматривать в контексте её социализации в данной группе. В ходе этого процесса Россия не только обрела формальный статус в клубе, отражённый в названии данной международной структуры, но и сформировала идентичность в качестве участницы «Группы восьми». На протяжении рассматриваемого периода Россия позиционирована российскими политическими лидерами как демонстрирующая приверженность демократическим ценностям и принципам рыночной экономики, обладающая сопоставимым с государствами «восьмёрки» экономическим потенциалом и авторитетом на международной арене и исполняющая перечень ролей, которые соответствуют основным направлениям деятельности группы.
В то же самое время полученные результаты демонстрируют, что государства «восьмёрки» неоднозначно оценивают изменения имиджа России в соответствии с критериями членства в данном клубе. С одной стороны, имидж нашей страны как демократического государства с рыночной экономикой получил положительную «обратную связь» от стран –участниц группы. С другой стороны, наблюдаются различия в восприятии российским политическим руководством и другими членами клуба статусных и ролевых характеристик России. В частности, при обсуждении проблем в области энергетики различия в восприятии статуса и ролей нашей страны в данной сфере обусловлены особенностями понимания российской стороной и другими членами клуба сущности энергетической безопасности.
Другим примером расхождений в «прочтении» статуса и роли России служит борьба с терроризмом. Несмотря на то, что некоторые важные позиции нашей страны были поддержаны другими государствами «восьмёрки», Россия, обладающая отличающимся видением данной угрозы, а также многолетним опытом борьбы с терроризмом, не смогла в полной мере убедить остальных членов группы поддержать предложенный вариант действий по противодействию терроризму на своей территории. Расхождения имиджа и образа России преодолены только в сфере разрешения вопросов нераспространения ядерного оружия. Признание государствами «восьмёрки» авторитета России как крупнейшей ядерной державы, обладающей опытом регулирования процессов разоружения и нераспространения, а также схожее со странами «восьмёрки» видение угроз и возможностей привело к наделению нашей страны дополнительными обязательствами.
С некоторой долей законной гордости можно отметить, что большинство перечисленных вопросов и проблем, всесторонне обсуждавшихся на секциях мирового форума, уже были ранее затронуты в научных разработках нашего университета. Это родство интересов облегчало деятельность университета в качестве организатора мирового форума. То, что именно университет выступает в качестве одного из организаторов авторитетнейшего сбора экспертов мирового уровня, означает, что наша ярославская наука по спектру рассматриваемых проблем сближается с мировой, что в некоторой степени идентично выходу нашего города на мировую арену.
_________________________________________________________________________
Игорь КИСЕЛЁВ,
завкафедрой социологии факультета социально-политических наук ЯрГУ, доктор социологических наук, профессор.