Первым пунктом визита стала недавно вступившая в работу дочерняя компания японской фирмы «Комацу» – ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус», созданная в промышленном парке «Новосёлки» для производства строительной и горнодобывающей техники.
Заложенный в июле 2008 года ярославский «Комацу» может стать одним из крупнейших предприятий этой японской компании. Первоначально предполагается производить ежегодно до семи тысяч погрузчиков и до трёх тысяч гусеничных гидравлических экскаваторов, имеющих улучшенные показатели по расходу топлива, уровню шума, удобству и безопасности работы оператора. Характеристики этой техники отвечают экологическим требованиям Евро-4.
С ними не так давно при открытии завода познакомился губернатор Ярославской области Сергей Вахруков: во время включения экскаватора в закрытом помещении не ощущалось запахов выхлопных газов и громкого шума работающего двигателя. Вчера российско-японский первенец мог оценить и председатель правительства Владимир Путин. Он изучил преимущества техники нового поколения. В качестве сувенира ему подарили игрушечную модель экскаватора, выпускаемого в Ярославле.
Одним из приоритетных проектов Ярославской области является создание фармацевтического кластера региона. О нём «СК» писал уже неоднократно. Во время своего визита Владимир Владимирович ознакомился с информационными стендами, посвящёнными этой тематике.
Номером третьим в рабочем визите Владимира Путина стало ОАО «Автодизель». В начале декабря 2008 года он уже посещал это предприятие в рамках антикризисной программы Правительства России. В ходе нынешнего визита председатель правительства посетил главный конвейер завода, где собираются основные двигатели модельного ряда ЯМЗ.
Это посещение не случайно: в рамках мер по преодолению кризиса руководство Ярославского моторного завода максимально оптимизировало это производство, что позволило сократить технологические затраты. В 2010 году благодаря проделанной работе в рамках всего предприятия ОАО «Автодизель» вышло на уровень рентабельности в своей основной производственной деятельности.
Кроме ознакомления с оптимизированным главным конвейером Владимир Путин очень внимательно выслушал доклады генерального директора предприятия Виктора Кадылкина и президента «Группы ГАЗ» Бо Андерсона. Разговор шёл о результатах реализации проекта выпуска дизельного двигателя нового поколения ЯМЗ-530.
Председатель правительства является как бы «отцом» этого проекта: именно он помог сдвинуть с мёртвой точки вопрос его финансирования Внешэкономбанком, когда в прошлом году против этого выступила часть акционеров со стороны ГК «Ростехнологии». В результате в мае этого года заводом был получен первый транш кредита на общую сумму в 10 миллиардов рублей.
Открытие первой очереди нового производства планируется в сентябре 2010 года. Серийное же производство двигателей семейства ЯМЗ-530 должно состояться в первом полугодии 2011 года. Это будет первый завод по производству новых дизельных двигателей, построенный в России за последние 35 лет. Специалисты отмечают, что по степени оснащённости современным оборудованием и автоматизации технологических процессов он не будет уступать мировым лидерам двигателестроения.
Но чтобы этого добиться, нужно решить множество проблем. Именно о них и рассказывал председателю правительства президент «Группы ГАЗ» Бо Андерсон. По окончании визита Владимира Путина на завод он дал краткое интервью представителям прессы.
– Мы очень благодарны премьер-министру, поскольку с первого дня он поддерживал этот проект. Мы получили инвестиций в сумме 10 миллиардов рублей, из которых уже освоили 4 миллиарда. Благодаря этому визиту Владимира Владимировича мы окончательно решили вопросы, связанные с финансированием со стороны Внешэкономбанка. Теперь всё зависит от нас: как мы начнём производство в будущем году двигателей принципиально нового поколения.
В то же время Андерсон не мог не коснуться тех проблем, которые он проговаривал с Путиным. «Группа ГАЗ» намеревается получить поддержку от государства в трёх областях.
В частности, при реализации проекта «ЯМЗ-530» компания намерена инвестировать в новые технологии. Однако она сейчас получает финансирование от российских частных банков в среднем на 4 процента выше ставки рефинансирования Центрального банка России. В свою очередь это, по словам Андерсона, на 8 – 9 процентов выше, чем в аналогичных международных банках. Как сообщил президент «Группы ГАЗ», председатель правительства обещал проработать этот вопрос, чтобы ставки были не выше ставки рефинансирования ЦБР.
«Группа ГАЗ» попросила помощи по снижению таможенных пошлин при закупке европейского высокотехнологичного оборудования для нового завода. Например, при закупке оборудования на 3,5 миллиарда рублей компания должна платить ввозную пошлину в размере 270 миллионов рублей.
– Мы хотим, чтобы таможенная ставка была как можно ниже, а предположительно равна нулю, – сказал Бо Андерсон.
Третья просьба – финансовая поддержка в виде субсидирования контракта, поскольку проект нового Ярославского дизелестроительного завода планируется сделать конкурентоспособным на экспортных рынках.
Правда, при этом Андерсон не уточнил, как среагировал на эти две последние просьбы Владимир Путин. Хотя, по его словам, перспективу выхода на международные рынки председатель правительства энергично поддержал.
Последним аккордом визита Владимира Владимировича в ОАО «Автодизель» стал осмотр различной грузовой, специальной, пассажирской и даже военной (в виде бронемашины «Волк») техники, уже оснащённой двигателем нового поколения ЯМЗ-530.
Свою рабочую поездку по Ярославской земле Владимир Путин закончил в Рыбинске, в НПО «Сатурн». Там он ознакомился с ходом реализации авиационных военных и гражданских, а также энергетических программ, посетил цех по сборке двигателей SaM 146 для регионального магистрального самолёта нового поколения «Сухой СуперДжет-100», где уже собраны и два первых мотора по заказу авиакомпании «ARMAVIA». Премьер-министр посмотрел видеоролик, посвящённый сертификационным испытаниям этих двигателей, познакомился с новым учебным центром «Сатурна», а также с тоже недавно начавшим работу ЗАО «Новые инструментальные решения» – первым в России предприятием по производству монолитного твёрдосплавного инструмента с наноструктурированным покрытием.
Без участия прессы председатель правительства посетил производственные площадки НПО «Сатурн», выпускающие двигатели для российского истребителя нового поколения, известного пока под временной маркой «Т-50». Напомним, что накануне, 17 июня Владимир Путин присутствовал при испытательных полётах истребителя в Жуковском. На площадке НПО «Сатурн» председатель правительства провёл и совещание «О производстве в ОАО «Сатурн» авиационных двигателей нового поколения и энергетического оборудования».
На время подписания номера газеты в печать было известно, что Владимир Путин также намерен обсудить с Сергеем Вахруковым выполнение антикризисных поручений, данных им во время его предыдущего визита в регион в начале декабря 2008 года.