Николай АЛЕКСАНДРЫЧЕВ, заместитель председателя Ярославской областной Думы:
– Принятие обновлённого Устава области необходимо. В этот документ за последние годы внесено слишком много поправок. Вместе с тем проект устава ещё нужно дорабатывать. В частности, по вопросам, касающимся деятельности областной Думы.
Федеральный законопроект, устанавливающий новый порядок численности региональных парламентов, позволяет нашим областным законодателям сохранить 50 депутатских мест. Я считаю, что количество депутатов ярославского законодательного органа оптимально.
Нельзя делить депутатский корпус по принципу профессиональной и непрофессиональной основы. Каждый депутат должен иметь право выбора и самостоятельно решить, как ему работать в Думе – на постоянной основе или по-другому. Никаких ограничений в этом вопросе быть не может. Эта норма должна быть внесена в Устав.
Что касается назначения прокурора области, то кандидатура его обязательно должна согласовываться Думой. Губернатор по этому вопросу с нами уже согласился.
С переименованием представительных органов, наверное, следует повременить. Процедура эта дорогостоящая, затратная, и острой необходимости в ней нет.
Александр ВОРОБЬЁВ, председатель фракции КПРФ в Ярославской областной Думе:
– Фракция КПРФ готовит поправки в проект Устава области, принятый в первом чтении. Мы не поддержали предложенную концепцию данного законопроекта, так как из неё вытекают недоверие депутатам, недоверие Думе и одновременно усиление единоличной власти высшего должностного лица – губернатора.
Мы против передачи губернатору полномочий по согласованию кандидатуры на должность прокурора области.
Вызывает вопросы и целесообразность изменения формы нормативного правового акта губернатора – от постановления к указу.
По количеству рабочих органов Думы необходимо дать возможность определяться самим депутатам.
Дума должна быть более профессиональной, а работа депутатов более качественной. Для этого необходим перевод депутатов на профессиональную основу и осуществление выборов только по партийным спискам. Сегодня победу на выборах в основном определяет объём кошелька кандидата. Мы против снижения кворума правомочности заседаний Думы. Одновременно считаем необходимым введение ответственности депутата за непосещение заседаний Думы и комиссий. Вплоть до лишения депутатского мандата.
Владимир КАШАПОВ, председатель фракции ЛДПР Ярославской областной Думы:
– Предоставлена возможность существенно улучшить работу как исполнительной, так и законодательной ветвей власти. Поэтому ярославская фракция ЛДПР предложила внести в проект Устава поправку, которая в итоге способна улучшить качество народного представительства и привести к созданию дополнительных условий для свободной, справедливой и цивилизованной конкуренции между партиями.
Предлагается установить систему выборов депутатов Ярославской областной Думы исключительно по партийным спискам (спискам избирательных объединений). Такой подход устранит неравенство депутатов с точки зрения отражения интересов избирателей Ярославской области. Появится ориентация на решение всех вопросов, включая вопросы развития местных территорий, с учётом общеобластных критериев эффективности. Из законодательной власти уйдут случайные люди, преследующие свои корыстные цели, повысится ответственность депутата не только перед своими избирателями, но и перед партией.
О необходимости перехода к выборам в представительные органы власти всех уровней исключительно по партийным спискам говорил и Президент РФ Дмитрий Медведев в последнем послании Федеральному собранию Российской Федерации.
Вторая поправка, внесённая ЛДПР, предполагает дополнить проект регионального Устава положением о согласовании Ярославской областной Думой кандидатуры на должность прокурора области. Такой подход соответствует как пункту 1 статьи 13 федерального закона «О Прокуратуре РФ», так и практике, имеющейся в других субъектах Центрального федерального округа.
Павел СМИРНОВ, председатель комиссии по аграрной политике, экологии и природопользованию, член фракции «Единая Россия» Ярославской областной Думы:
– Проектом Устава предложена следующая норма: «Первый заместитель губернатора Ярославской области назначается на должность губернатором Ярославской области с согласия Ярославской областной Думы. В случае трёхкратного отклонения Ярославской областной Думой представленных кандидатур губернатор Ярославской области назначает первого заместителя губернатора Ярославской области самостоятельно».
Первый заместитель губернатора области является важной кандидатурой в масштабах области. Если по болезни или в связи с отпуском губернатор области не может исполнять свои обязанности, то вместо него остаётся его первый заместитель. По процедуре губернатор должен согласовать кандидатуру своего первого заместителя с Ярославской областной Думой. Однако если Дума три раза отклоняет представленные кандидатуры, глава региона вправе самостоятельно назначить первого заместителя.
Считаю необходимым внести поправку в Устав области и прописать, что одна и та же кандидатура не может быть представлена губернатором на согласование Думе более двух раз. Только с введением этой нормы появится смысл в процедуре согласования первого заместителя губернатора области.
Александр ЦВЕТКОВ, депутат областной Думы, председатель депутатской фракции партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Ярославской областной Думы:
– По сравнению с предпринятой чиновниками исполнительной власти ещё в прошлом году попыткой переделать действующий Устав области с революционной крутизной нынешний вариант новой редакции ярославской Конституции представляется куда более спокойным. Сегодняшние предложения больше походят на некий косметический ремонт думского здания. Но и они вызывают массу вопросов. Ну вот пожелали депутатские комиссии назвать комитетами. Какая нам в принципе разница, как эти комиссии называются? Лишь бы работали эффективно, без срыва кворумов, без вечной уже проблемы депутатов – прогульщиков заседаний. Или ещё – уточняется наименование одного из субъектов законодательной инициативы: слово «прокурор» предложено заменить словом «прокуратура». Совершенно не понятна и попытка отобрать право законодательной инициативы у депутатских фракций. Отдельный депутат его имеет, а вот всему депутатскому объединению предлагают в таком праве отказать. В чём тут скрытый от нас глубокий смысл? Число освобождённых законодателей планируют сократить с нынешних 30 до 25, а количество «комитетов» с шести до пяти. Ну и это можно сделать, но что это меняет в принципе?
Но есть не просто не шибко понятные, но и, на наш взгляд, весьма опасные инициативы. Речь прежде всего о кворуме, необходимом для проведения пленарных заседаний Думы. Сегодня это две трети от установленного количества депутатов – 34 законодателя. Явилось меньше – сессия считается сорванной. Вахруков предлагает снизить эту планку до простого большинства, то есть до 26 голосов. С кворумом таким образом, конечно, можно будет подстраховаться. Но не будет ли подобный шаг поощрением прогульщиков, подчас игнорирующих не только заседания комиссий, но и сессии Думы? Считаю, что делать это ни в коем случае нельзя.
Абсолютно не согласны наша фракция «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и, насколько я знаю, многие другие депутаты с предложением отобрать у Думы право на согласование кандидатуры прокурора области и передать его губернатору. Ни в одной из 18 областей ЦФО такого нет. Кстати, и сам прокурор А. Алексеев в своём официальном заключении на проект документа высказался однозначно против подобной корректировки.
Что касается приведения к общему знаменателю наименований должностей главных городских и районных чиновников и муниципальных органов власти, то эту новацию считаю совершенно правильной. Никакой трагедии не случится, если они будут называться главами администраций, администрациями, муниципальными советами. Вряд ли кто-то из простых ярославцев будет плакать по канувшим в Лету «мэрам» и «мэриям». Живём-то мы всё-таки не в Парижах, а в самом центре Русской земли.
Жаль, что нет в проекте новой редакции Устава нормы, дающей Думе право на согласование не только первого заместителя губернатора, но и всех других заместителей и руководителей департаментов. Вот это могло бы действительно реально усилить полномочия органа законодательной власти. Но, увы, руководство власти исполнительной пойти на это не пожелало...
Владимир САВЕЛЬЕВ, председатель фракции «Единая Россия» Ярославской областной Думы:
– На мой взгляд, некорректно прописывать в тексте Устава области роль Общественной палаты Ярославской области как координатора общественных организаций, объединений и посредника между ними и органами власти. Она таковой не является. В области есть много крупных и достойных организаций, которые представляют большое количество граждан, и мы не должны лишать их возможности напрямую работать с властью. Профсоюзы, например, имея своих представителей в Общественной палате, не делегировали ей свои полномочия по взаимоотношению с властью, так как эти полномочия регламентированы Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными актами. Они работают с органами власти на основании регионального трёхстороннего соглашения между правительством Ярославской области, Экономическим советом Ярославской области (объединение работодателей Ярославской области) и объединением организаций профсоюзов Ярославской области.