«Северный край» не раз поднимал эту тему на своих страницах. Об остроте проблемы всё сказано тем, что депутаты наперебой задавали докладчику каверзные вопросы (задали аж десять штук), исчерпали лимит времени по регламенту и остановились, только когда председатель Думы Виктор Рогоцкий волевым решением прекратил обсуждение «уборочной» темы.
Заместитель губернатора рассказал заранее разгневанным состоянием ярославских дорог и улиц депутатам, что для плохой уборки есть объективные причины. Нынешняя зима по сравнению с тремя предыдущими в среднем на десять градусов холоднее и в полтора раза щедрее на снегопады. Видимо, поэтому у уборщиков дорог всё получается по поговорке времён комсомольских строек: ломалось дерево, гнулось железо, замерзали в тайге тракторы. А люди – выдерживали!
Но как ни геройствуют снегоочистители, а результаты их труда всё-таки оставляют желать лучшего. Даже обычно выдержанный депутат Андрей Крутиков охарактеризовал состояние улиц областного центра непарламентским словом «бардак» и призвал наконец-то начать контролировать уборку дорог и тротуаров и не доводить до того, чтобы «на остановках лёд долбили отбойными молотками». «Почему на федеральных автотрассах чистота?» – спрашивал депутат.
В ответ его обвинили в некорректной постановке вопроса и напомнили, что уборка федеральных трасс сегодня финансируется в 20 (!) раз лучше, чем дорог местного значения.
Денег не только на уборку, но и на ремонт дорог у нас не хватает катастрофически. В области 1170 километров бесхозных дорог, за которыми не следит вообще никто. Стоимость содержания всего одного километра дороги по общероссийским нормам – 695 тысяч рублей в год, непредставимые по областным меркам деньги. Наши дорожники и депутаты, сократив все возможные и невозможные расходы, рассчитали областную норму – 473 тысячи в год. Не очень понятно, почему ярославская дорога дешевле среднероссийской, но специалистам, видимо, виднее... Но и этот «джентльменский минимум» область сможет выполнить лишь в 2015 году, а пока содержание дорог финансируется всего на 15 процентов. О какой там уборке снега мы тут толкуем, граждане?
Депутат Александр Воробьёв поинтересовался: известно ли властям, что дорожные мастера за определённую мзду закрывают «липовые» наряды на выполнение работ, а на самом деле снегоочистительная техника даже не выходит на дороги? Тут дело уже не в безденежье... Хотя депутат и не смог указать пальцем на конкретных «лжеуборщиков», но русская пословица говорит, что дыма без огня не бывает...
Но самую шокирующую информацию привёл губернатор Сергей Вахруков. Он рассказал, как сильно мешает убирать дороги и улицы... федеральный закон № 94. По этому закону улицы должен чистить тот, кто выиграет аукцион. Не проводить аукцион нельзя. При его проведении единственным критерием оценки является цена: выигрывает тот, кто согласится чистить снег за меньшую сумму.
На бумаге – рыночная экономика и цивилизованная конкуренция. В жизни иначе: на аукцион приходит фирма, зарегистрированная, например, в Санкт-Петербурге. Все её фонды – два бульдозера и полтора тракториста. Она выигрывает аукцион, запросив самую дешёвую цену... и ничего не убирает. Вместо этого представители фирмы приходят к нашим же дорожникам и предлагают им убирать дороги за «выигранные» на аукционе бюджетные денежки, но при этом «откатив» себе любимым 15 процентов. А иногда «варяги» просто исчезают. Жуликов можно найти. Можно вернуть деньги через суд. Но на это уходит месяца три, а снег не ждёт.
Областная власть, чтобы отделаться от «аукционных» хитрецов, перестала давать аванс (раньше давали 30 процентов). Но без аванса нормальный дорожник работать не может – перед тем как на чистку выезжать, надо же топливо купить, песок, реагенты. Таким образом, «рука Москвы» в лице ФЗ № 94, предписывающего обязательные аукционы и объединившего две русские беды в одно целое, мешает нам избавиться от сугробов, снежной «каши» и наледи. И когда это ненормальное положение изменится к лучшему – неизвестно.