В своём вступительном слове губернатор Сергей Вахруков заявил, что все основные показатели программы были выполнены. Благодаря проделанной работе был не допущен социальный взрыв.
Однако уровень безработицы в регионе, по данным областного департамента службы занятости на первое января 2010 года, остаётся одним из самых высоких в Центральном федеральном округе – 4,1 процента. В результате падения спроса на производимую в регионе продукцию резко снизились и общие доходы ярославцев.
Да, определённая стабилизация в экономике и социальной сфере достигнута. Однако она напоминает положение человека, падающего в пропасть и умудрившегося зацепиться за сучок: висит надёжно, но под ногами всё равно находится пустота. И неизвестно, на сколько времени этого «сучка» хватит. Поэтому, чтобы не полететь дальше вниз, нужно аккуратно выбираться на поверхность… Этому, собственно говоря, и посвящена антикризисная программа 2010 года. В ней делается упор на оживление реальных секторов ярославской экономики. В частности, правительство намерено проводить «административное сопровождение» финансово-экономического состояния дел и перспектив системообразующих и важных для региональной экономики предприятий. Это касается и ремонтных заводов Министерства обороны РФ. («Северный край» уже писал о том, как они в результате зигзагов новой военной реформы оказались брошенными вместе с коллективами на произвол судьбы. См. «Две стороны «военно-медицинской медали» в номере за 15 января).
Кроме того, властные структуры с помощью своих административных ресурсов намерены помогать предприятиям получать банковские кредиты на приемлемых условиях. Не секрет, что проблема отсутствия ликвидности – денег, является одной из самых серьёзных в процессе выхода из кризиса.
Позицию «жирных котов» – банкиров, не желающих рисковать и финансировать реальный сектор экономики под невысокие проценты, не раз критиковал премьер-министр Путин. Видимо, процесс «расшивки платежей» – дело довольно тонкое и требует индивидуального подхода. Посмотрим, какими аргументами запасутся региональные власти, чтобы убедить несговорчивых банкиров.
Планируется и содействие предприятиям в получении денежных средств из инвестиционного фонда РФ для реализации проектов на общую сумму в 225 миллионов рублей. Кроме того, правительство области намерено сформировать пакет потенциальных проектов на условиях государственно-частного партнёрства на сумму 4,5 миллиарда рублей.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что новая экономическая модель «государственного капитализма», о которой скучали директора заводов все либеральные 90-е уже прошлого века, медленно, но верно заменяет и «гайдаровский проект» дикого рынка, и «трубо-сырьевой» из закончившихся «нулевых годов».
В 2010 году правительство Ярославской области намерено оживить и строительный сектор. В первую очередь это будет делаться за счёт субсидирования приобретения жилья эконом-класса для утверждённых федеральным законодательством льготников и многодетных семей, а также их поддержки в сфере ипотеки.
Руководство области не раз и с разных трибун заявляло, что выход экономики из кризиса одной финансовой помощью, как это было в 2009 году, обеспечить невозможно. Любые деньги рано или поздно заканчиваются, если их только тратить, не зарабатывая ничего взамен. В рамках модернизации экономики разработчики антикризисной программы намерены создать шесть инвестиционных проектов.
Это позволит привлечь в 2010 – 2011 годах 18 млрд. рублей инвестиций в основной капитал ярославских предприятий и создаст 2578 рабочих мест. В том числе и по проекту создания новых площадок на ОАО «Автодизель», где будут производиться новые двигатели
ЯМЗ-530 и собираться моторы семейства «Евро». Данный проект должен привлечь 8,4 млрд. рублей инвестиций и создать 1200 новых рабочих мест.
Кроме того, предусматривается создание на территории области пяти пилотных кластеров: лакокрасочного, автокомпонентного, фармацевтического, туристического и по производству технического текстиля.
В антикризисную программу внесены пункты по поддержке и развитию моногородов. Напомним, что Тутаев и Гаврилов-Ям вошли в федеральную программу, посвящённую этому вопросу. Более того, пункт по развитию производства Тутаевского моторного завода на днях одобрен специалистами Министерства регионального развития РФ. Следующий этап – утверждение у вице-премьера РФ Шувалова. (Гаврилов-Ямский аналогичный блок критики не выдержал и был отправлен на доработку).
Если в федеральную программу поддержки моногородов вошли только два населённых пункта, то в областном её аналоге в том или ином виде будут присутствовать и другие муниципальные территории. Так, например, после полного утверждения и воплощения в жизнь пилотного «тутаевского проекта» он будет использован в Ростове. Впрочем, об этом говорится пока только с высоких трибун.
Руководители муниципальных образований затягивают с подготовкой антикризисных программ. Губернатор дал им время до 10 февраля. Успеют ли?
Если планам ярославского правительства дано реализоваться хотя бы частично, мы все почувствуем это в своей повседневной жизни. Прогнозы же федеральных министерств и статистических ведомств большого оптимизма не внушают. Хотя… Дорога в тысячу лье начинается с первого шага.
И этот шаг состоит не только из экономических планов правительства Ярославской области, но и оптимистичного факта, что антикризисная программа по-прежнему сохраняет все позиции прошлого года по поддержке социального сектора. В том числе по мерам на рынке труда, социальным и компенсационным выплатам малоимущим.