Каковы первые итоги инновационной политики в нашем регионе? Реально ли её успешное функционирование? Что нужно сделать, чтобы предприниматели были заинтересованы в применении инноваций? Эти вопросы обсуждали вчера участники конференции «Инновации в сфере малого и среднего предпринимательства Ярославской области», организованной областным правительством.
Ярославская область обладает развитыми транспортной и телекоммуникационной структурами и значительным производственным потенциалом, и в настоящее время существует значительный научно-внедренческий комплекс: 21 НИИ, различные конструкторские бюро и научные подразделения предприятий. Другое дело, что по научным центрам ярославских предприятий серьёзный удар нанёс финансовый кризис, и их состояние на сегодняшний момент оставляет желать лучшего. Отсюда и недостаточная активность нашей области в подаче заявок на изобретения: сейчас она занимает восьмое место в Центральном федеральном округе, а когда-то была в лидерах. Об этом доложил председатель Ярославского отделения общественной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Юрий Алексеевич Иванов. Уровень инновационной активности промышленных организаций Ярославской области недостаточно высок: показатель удельного веса предприятий, внедряющих инновации, ниже среднероссийского значения и составляет 10,3 процента. Для сравнения: в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель равен 25 процентам.
– В области накоплен значительный запас нереализованных изобретений. Для стирания границ между производством и наукой правительство области разрабатывает ряд нормативных актов, – сообщил Сергей Полищук, консультант департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области.
По инициативе губернатора Сергея Алексеевича Вахрукова возобновлён областной конкурс «Лучшее техническое решение, изобретение, полезная модель, рационализаторское предложение, направленные на решение актуальных проблем экономики области». Общий экономический эффект от внедрения представленных на нём предложений составляет 36 миллионов рублей в год. Возрождение конкурса – серьёзное подспорье для прогресса ярославских предприятий.
В малом и среднем бизнесе ситуация с модернизацией обстоит несколько хуже: владельцы предприятий пока неохотно финансируют инновационные программы. И перед правительством стоит задача заинтересовать предпринимателей внедрять в производство новые технологии.
Проанализировав первые шаги региона в области инноваций, участники конференции пришли к выводу, что сделать это вполне реально. Тем более что от этого выиграют все: и государство, и бизнес, и потребитель.