Визит начался с посещения главного конвейера «Автодизеля» и его экспериментального цеха. Сейчас на ЯМЗ производится около 63 тысяч двигателей в год. 22 тысячи поставляется в Белоруссию, в том числе 17 тысяч на Минский автозавод. Всего же на просторах бывшего СССР находится в эксплуатации от 500 до 600 тысяч ярославских моторов. Рано или поздно их надо будет заменить на более современные. А это предпосылки для дальнейшего развития производства в ОАО «Автодизель».
Недавно была принята программа союзного государства России и Белоруссии «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года». В основном она направлена на создание мощностей по производству автомобилей с дизельным двигателем, которые удовлетворяют требованиям экологического стандарта Евро-3 и Евро-4.
– Уже проводятся работы по изготовлению опытных образцов модернизированного семейства двигателей ЯМЗ-530. Затем начнутся их испытания, а потом, в 2008 году, будет создано серийное производство. Планируется приобретать самое современное импортное оборудование, для чего станут применяться различные источники финансирования, включая кредиты в банках, – рассказал Николай Александрычев.
Общий объем инвестиций по реализации программы составляет около 35 млрд. рублей (в том числе ЯМЗ – 10,5 миллиарда). Если в 1998 – 2002 годах союзный бюджет напрямую кредитовал модернизацию дизелестроительного производства, то теперь схема господдержки изменена. В основном организация производства современных двигателей будет оплачена за счет средства предприятия и банковских займов. Федеральный бюджет на две трети компенсирует процентную ставку по кредитам, которые возьмут заводы.
Только на НИОКР россий-ским и белорусским заводам на безвозмездной основе из бюджета союзного государства выделяется 1 млрд. 75 млн. рублей, но при условии, что столько же или больше вложат и сами предприятия. В союзном бюджете на 2005 год на эти цели предусмотрено 210 млн. рублей. Но их еще нужно суметь получить.
– Наша задача – совместными усилиями добиться выделения бюджетных инвестиций на НИОКР, – сказал Александр Федоров. – Помощь депутатов Госдумы РФ в этом деле очень важна.
Андрей Кокошин пообещал использовать все возможности партии «Единая Россия», чтобы добиться выделения средств на реализацию программы развития дизелестроения.
– Сотрудничество ЯМЗ и МАЗа крайне важно для развития союзного государства, экономик России и Белоруссии, – отметил Андрей Кокошин. – Я буду предлагать Правительству России меры, которые ускорят внедрение ярославского двигателя Евро-3. От этого выиграет в целом российское машиностроение. Ярославский моторный завод явно находится на подъеме. Таким предприятиям и нужно, и приятно помогать. Пока в Ярославле делают современные двигатели, значит, есть будущее у великой России.