Депутатские каникулы заканчиваются, скоро областная Дума начнёт регулярные заседания. Все постоянные думские комиссии усиленно готовятся. На «преддумском» заседании комиссии по социальной политике первым в повестке стоял тот самый закон-рекордсмен. Одно перечисление людей, принимающих самое живое участие в его создании, вызывает некоторую оторопь.
Проект «детского» закона на рассмотрении Думы внесли совместно губернатор Ярославской области и прокуратура (кстати, такой альянс случился впервые в истории области)
Коммунисты принялись критиковать проект. Некоторое брожение отмечено среди молодёжи, случился даже скромный протестный митинг, впрочем, прошедший незаметно для большинства жителей города. Папы, мамы, чиновники и милиционеры наоборот, наперебой выразили бурное восхищение тем, что вскоре несовершеннолетним запретят появляться на улице после 22 часов без сопровождения. Все эти протесты и восторги надо было ввести в какое-то цивилизованное русло, и с начала лета депутатская рабочая группа начала рассмотрение предложений: что бы такое изменить в будущем законе.
Народ откликнулся живо, как никогда - для начала депутатам пришлось отклонить предложение группы ярославской молодежи: изъять из закона сразу три пункта, после чего он (по мнению депутатов) терял бы всякий смысл. Но не одни свободолюбивые (может быть не в меру) юноши желали кое-что подкорректировать.
Рабочая группа, рассматривающая поступающие предложения, заседала пять раз, невзирая на каникулы. Результатом трудов праведных стала «Таблица поправок» о 22 пунктах. Из них 19 внёс сам губернатор, по всей видимости, желающий довести закон до полного совершенства. Но несмотря на большую каникулярную работу, все споры разрешить не удалось. «Точек борьбы» нашлось три.
Закон в его нынешней редакции запрещает несовершеннолетним без сопровождения взрослых находиться на улице после 22 часов, а также посещать злачные места (вроде пивных или ночных клубов). Реестр - список этих «запрещённых» мест - должны составлять местные власти. А владельцу кинотеатра с буфетом сильно не хочется, чтобы его заведение попало в этот «чёрный» список. Представляете, какие возможности конструктивного общения возникают между чиновниками и владельцами мест, могущих быть признанными «злачными»? Депутат Илья Осипов предложил, чтобы «чёрные» списки составляли органы представительной власти, а не исполнительной, то есть не главы районов, а депутаты местных законодательных собраний (дум больших и думочек малых).
Прокуратура дала на инициативу Осипова отрицательное заключение, но рабочая группа встала на сторону коллеги. «Список-реестр вызовет множество скандалов», - открыто признавали многие.
Вторая загвоздка в законе волновала и депутатов, и народ ещё больше. По федеральным нормам (а областной закон не должен противоречить федеральному) сопровождать в тёмное время суток ребёнка могут родители, лица их замещающие, или организаторы детских мероприятий. Если рядом с мальчишкой-девчонкой по вечерней улице идёт кто-то другой - милиция задержит без разговоров. Но юридически этим «кем-то другим» считаются не только чужие дяди и тёти, но и родные бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сёстры!
А если подростку куда-то позарез надо вечером, а родители на работе в ночную? А если несовершеннолетний - сирота? А... таких «если» множество, и депутаты искренне вступились за бабушек и дедушек: мол, давайте и им разрешим сопровождать детей в ночные клубы на законных основаниях!
Прозвучало даже предложение (депутат Александр Воробьёв утверждал, что оно исходит от областного молодёжного парламента) - вообще подождать и принять закон не первого января, а к лету. А за это время доработать. Но проголосовал за такое трепетное и демократичное внимание к мнению молодёжного парламента только сам Воробьёв, остальные решили - не до глупостей!
И действительно, во многих субъектах демократической РФ подобные гарантии прав ребёнка уже давным-давно действуют. Законопроект активно поддерживает губернатор. Уличная преступность (чаще всего как раз подростковая) свирепствует, а тысячетелетие на пороге. Одним словом, закон примут, и горланить песни протеста поздно и смешно. Мало того, и «бабушкину поправку» придётся «пробивать» через Москву, согласовывать с федеральным законодательством.
Илья Осипов предложил было создать ещё одну рабочую группу и выступить с обращением, то есть с просьбой о разрешении внести поправки от имени нашей областной Думы, но оказалось, что он опоздал. Члены фракции «Единая Россия» сообщили, что уже подготовили обращение к Борису Грызлову. И, ссылаясь на собственный опыт, весьма убедительно доказали, что поправки, предложенные просто депутатами, в Москве могут прождать рассмотрения полгода, а предложения, направленные по партийной линии, в долгий ящик отложены не будут. Умному - достаточно.