Вчера губернатор Сергей Вахруков посетил производственно-сбытовой комплекс ОАО «Русские краски». Он торжественно перерезал алую ленточку, открыв первую очередь завода водно-дисперсионных лакокрасочных материалов мощностью 15 тысяч тонн в год, осмотрел не имеющий аналогов в России суперсовременный склад и побывал в учебном центре по подготовке маляров. Сопровождали Сергея Вахрукова директора практически всех успешных лакокрасочных предприятий области. Председатель Совета директоров ОАО «Русские краски» Яков Якушев и специалисты предприятия отвечали на вопросы губернатора, рассказывали о перспективах производства.
Но, хотя экскурсия по заводу получилась полезной и нужной, после неё состоялось гораздо более важное событие. Губернатор провел заседание координационного совета по созданию и развитию лакокрасочного промышленного кластера. Решались судьбоносные вопросы – директора каких именно предприятий войдут в состав исполнительного комитета нового кластера, намечались принципы взаимного сотрудничества.
Экономический словарь поясняет: «кластер» – это совокупность однородных элементов (например – предприятий), образующих группу. Но, хотя губернатор и промышленники обсуждали именно экономические вопросы, более точно цели их совместной работы характеризует музыкальный словарь, в котором сказано: «кластер – это созвучие…»
В результате достигается конечная цель – создание в Ярославской области конкурентоспособных лакокрасочных производств, готовых обеспечивать своей продукцией потребности нашей области, самых разных отраслей российской промышленности и в конечном итоге – на равных конкурировать на мировом рынке с ведущими зарубежными концернами.
Отвечая на вопросы журналистов, Сергей Вахруков отметил:
– Создание кластера – не самоцель. Главное – это выйти на новый уровень качества.
Сегодня проблемы с качеством пока ещё есть, их видит каждый ярославец. Губернатор даже спросил у директоров:
– Почему совсем недавно отремонтированный Волковский театр вновь выглядит таким облезлым?
Ответ прост: сегодня в погоне за дешевизной многие строители предпочитают работать с некачественной привозной краской, по принципу – «сдадим объект, а там пусть хоть завтра всё облезет!» Между тем цена краски составляет всего 5 – 6 процентов стоимости отремонтированного фасада, и потом горе-экономия обходится дороже.
Краска марки «Brite», производимая ОАО «Объединение «Ярославские краски» (входит в состав ОАО «Русские краски»), имеет «железную» гарантию минимум на 10 лет. Разве нужно было бы снова красить Волковский, если бы воспользовались такой краской? Ведь стоят как новенькие ярославская мечеть и Казанский монастырь, при ремонте которых использовали краску «Premia». Это «младшая сестра» «Brite», производится на том самом заводе, который открывал губернатор. И ни дождь, ни снег эту «Premia» не берёт. А много ли её используют при ремонте фасадов к 1000-летию? Такие странности рынка, увы, не редкость: при разметке дорог в Ярославле часто пользуются дешёвой краской из соседних областей, в то время как те же «Русские краски» готовы поставлять, сколько нужно, спецкраски «Линия», по качеству годной даже для разметки взлётных полос международных аэропортов. А пешеходные «зебры» и осевые линии на наших улицах почему-то бледнеют и облезают за одну зиму…
Кластер, как одна из форм региональной кооперации, позволит эту ситуацию изменить.
– Мы ни в коем случае не ставим своей целью объединить всех под одной крышей, – уточнил губернатор. – Просто нужно, чтобы уже накопленный опыт, понимание того, что производить и где сбывать, был интегрирован в современную экономическую ситуацию и служил самой главной цели – повысить качество и увеличить объём производимой продукции, улучшить условия труда рабочих и занять более широкую нишу на рынке Российской Федерации, а возможно – и за рубежом.
Время уже показало – с кризисом и его последствиями бороться можно, ведь решать проблемы сообща – метод, проверенный веками. Особенно если в группу-кластер объединяются перспективные предприятия-лидеры.
80 процентов требующихся для создания и работы кластера средств – это забота самих предприятий, бюджет нагрузки не несёт. Но при этом сотрудничество с правительством становится более плановым и плодотворным: для предприятий возможны налоговые послабления, помощь в осуществлении назревших масштабных проектов (например, строительства железнодорожной ветки для ОАО «Русские краски»).