Глядя на огромные резервуары сырой нефти, башни факелов, километры труб и установки для переработки нефти, можно поверить на слово заместителю главного инженера Дмитрию Кириллову – здесь идут сложные технологические процессы. Глубина переработки сырья – около семидесяти процентов – одна из самых значительных в России. Мощность производства – 15,2 млн. тонн в год. То есть в месяц более миллиона тонн продукции, сотни наименований: бензин, керосин, топочный мазут, масла, битумы, парафины… Кто-то подсчитал: это 500 цистерн, или десять составов ежедневно! При этом на предприятии идут масштабные преобразования: реконструкция старых цехов и оборудования, строительство новых.
Под контролем
Модернизация производства идёт рука об руку с повышением его безопасности. Работает экоцентр, с 2004 года введён экологический менеджмент. Ситуация с питьевой и сточной водой, выбросами в атмосферный воздух в цехах, на территории и в санитарно-защитной зоне – под контролем.
Во время поездки мы увидели, как и чем оснащена военизированная газоспасательная служба. Это современное спасательное оборудование передовых европейских фирм: шлемы, баллоны, резиновые костюмы. Микроавтобус с мобильной лабораторией – для анализа воздуха на объектах, а также в шести точках прилегающей к предприятию территории. Командир отряда Леонид Кратнов показал, как работают специальные подушки: если человек зажат каким-то грузом, стоит подвести под него, в зазор 2 – 3 сантиметра, эту подушку и надуть, она поднимет вес в 24 тонны!
А начальник лаборатории Римма Борзова ознакомила с работой самых разных газоанализаторов – от маленьких, с резиновым взрывозащитным корпусом, до солидных аппаратов, определяющих содержание в воздухе аммиака и бензола. Работают на безопасность завода и три пожарные части. Время их прибытия и развёртывания при необходимости – четыре-пять минут.
24 – не предел
Последние два года на мероприятия по охране природы здесь тратили по полмиллиарда рублей! Реконструированы и построены объекты, которые имели значение для сокращения вредного воздействия на почву, воздух и воду. Это установка для утилизации сероводорода методом мокрого катализа, установки для герметичного налива ароматических углеводородов, светлых и тёмных нефтепродуктов в железнодорожные цистерны и автотранспорт. Установки снабжены обрудованием, способным на 98 – 99 процентов улавливать пары углеводородов. Итог – снижение выбросов в атмосферу.
Также осуществляется очистка подземных железобетонных хранилищ – в 2006 году на смену им построены новые резервуары для сырой нефти, и благодаря установленным в них понтонам контакт нефти с воздухом исключён. Результат – сокращение выбросов на 4 тысячи тонн в год.
Многолетнюю кропотливую работу по охране окружающей среды можно оценить только по прошествии значительного времени: если лет двадцать назад выбросы в атмосферу достигали более 100 тысяч тонн ежегодно, то сейчас – 24 тысячи, и изыскивается возможность снизить их в ближайшее время до 22 тысяч тонн.
ЯНОС – самый активный участник проекта по созданию единой санитарно-защитной зоны Южного промышленного узла (ЮСЗЗ), куда входит более шестидесяти предприятий. Из них десять самых крупных подписали соглашение о содержании зоны.
На этом выездном заседании члены общественной палаты смогли задать вопросы по экологической политике ОАО «Славнефть-ЯНОС».
Председатель палаты Александр Фёдоров поинтересовался: как складываются отношения с соседями – населением Дубков, Щедрина и других окрестных весей? Дмитрий Кириллов подчеркнул:
– Для этого и проводятся встречи с населением – пусть они увидят, что у нас делается в сфере экологии. Кстати, начали с 2006 года показывать людям наше производство – и жалоб стало меньше. Последняя встреча с жителями Дубков и Щедрина состоялась совсем недавно, в мае.
И среди членов городской общественной палаты оказались те, кто проживает как раз на границе ЮСЗЗ, – на улицах Калинина и Нефтяников. Они поинтересовались: были ли в последнее время на заводе какие-либо выбросы?
– Нет, не было, – ответил Дмитрий Кириллов. – Впрочем, всегда можно позвонить дежурному диспетчеру по телефону и узнать обстановку на заводе. Почему-то бытует мнение, что выбросы происходят в вечернее или ночное время или в выходные дни. Это не так – завод работает круглосуточно, технологический процесс непрерывен и протекает по определённым параметрам, которые никак не зависят ни от времени суток, ни от дня недели.
Кстати, больше всего страдает воздух в Ярославле от автомобильного транспорта – он даёт 60 процентов загрязнения атмосферы. Ведь число транспортных единиц в Ярославле за последнее время увеличилось в разы! Для того чтобы снизить эту нагрузку, нужно использовать более экологичное топливо. ЯНОС выполняет требования недавно принятого в России технического регламента по производству топлив, жёстко регламентирующего переход отечественных НПЗ на выпуск продукции по евростандартам. Хотя, чтобы соответствовать этому уровню, необходимо вкладывать в развитие производства немалые средства. Первыми из отечественных заводов ярославские нефтепереработчики в 2005 году освоили выпуск экологически чистых видов продукции – бензина «Премиум Евро-95» и дизельного топлива с содержанием серы 50 ppm. А с 2007 года – дизельного топлива с ультранизким содержанием серы 10 ppm (уровень Евро-4).
Ультрафиолетом
по бактериям
Интересовал членов общественной палаты и такой вопрос: на предприятии есть собственный отдел охраны природы, свои лаборатории, а кто контролирует их со стороны города? Ответ был таков: пять стационарных постов, в том числе на улицах Титова и Калинина, и три точки контроля передвижными устройствами Росгидромета, государственной лаборатории ЦЛАТИ (центр лабораторного анализа и технических исследований) и лаборатории Роспотребнадзора.
Спросили также: неужели сточные воды завод отправляет в Волгу? Дмитрий Кириллов подтвердил: да, в Волгу, но после полной, тройной очистки – механической, физико-химической и биологической. А в конце цепочки – ещё и ультрафиолетом по оставшимся бактериям! Сейчас, после ввода в 2008 году станции доочистки сточных вод, стоки завода, сбрасываемые в Волгу, соответствуют требованиям рыбоохранных водоёмов.
Разговор длился долго. Почему для своего первого выездного заседания общественная палата Ярославля выбрала именно ЯНОС, её председатель Александр Фёдоров объяснил так:
– У общественности должна быть информация о таком крупном предприятии, как наш НПЗ, – о сохранении рабочих мест, о зарплате, о проводимых здесь технических и экологических мероприятиях. А особое наше внимание – созданию единой санитарно-защитной зоны Южного промышленного узла. Не все нефтеперерабатывающие заводы в России смогли в нынешних условиях сохранить свой потенциал и продолжать вести природоохранную деятельность.