– Евгений Николаевич, как заместитель председателя областного парламента год назад вы взяли на себя немалую ответственность курировать работу муниципальных советов. Что сделано за это время?
– Прежде всего был создан совет председателей муниципальных собраний. Когда мы собрали муниципалов на первое организационное собрание, я был поражён: руководители советов друг друга даже не знали. Они и сами были рады этой встрече, да и просто проявленному вниманию к местным проблемам со стороны областной власти. Прошло уже несколько подобных заседаний. Люди привыкли, что каждый раз они получают интересную для них информацию, задают самые злободневные вопросы, обозначают темы для обсуждения и совместной работы. Так, например, на первом же заседании очертили проблемы, которые требуют решения: администрирование местных налогов, бюджетное планирование, земельный вопрос…
– Какую конкретную помощь вы оказываете в решении этих проблем?
– Мы привлекаем к решению вопросов не только областную законодательную, но и исполнительную власть. Например, для того, чтобы разобраться с администрированием местных налогов, мы приглаcили на общую встречу руководство областной налоговой службы. В процессе обсуждения выяснилось, что ни главы администраций, ни местные депутаты не имеют доступа к налоговой базе предприятий, находящихся на их территории. Проблема оказалась весьма серьёзной и характерной не только для Ярославской области, но и для России в целом. Поэтому мы обратились в совет по местному самоуправлению Госдумы России, который возглавляет Борис Грызлов. Результат не заставил себя ждать: на уровне правительства были даны прямые указания налоговым службам сделать более доступным для депутатов и местной власти вопросы налогообложения предприятий и организаций.
– Известно, что вы немало ездите по муниципальным округам, участвуете в работе местных депутатских собраний. Для чего нужны такие поездки?
– Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Проблемы везде одинаковые, но в каждом районе есть свои нюансы. А главная проблема – нехватка финансирования. В целом по России налоговые поступления во многих районах и поселениях лишь на 40 процентов закрывают их потребности, в Ярославском регионе эта цифра иногда не достигает и 30 процентов. В этих условиях мы обязаны помочь муниципалам в управлении собственными доходами. Они пусть и небольшие, но есть. В распоряжении местных органов самоуправления находятся налоги на доходы и имущество физических лиц, сельскохозяйственный и земельный налог…
Нам удалось, например, немного улучшить ситуацию в Данилове. Анализируя доходную часть местного бюджета, я обратил внимание местной власти на то, что у них ставки арендной платы за землю неоправданно занижены, и рекомендовал их пересмотреть. К моим советам прислушались, провели кропотливую работу по пересмотру кадастровой стоимости земли и частично отказались от льгот. В результате за этот год в Данилове в 4,7 раза увеличилось поступление земельного налога.
Серьёзную проблему, характерную для многих муниципальных образований, высветила поездка в Мышкин. В преддверии 65-летнего юбилея Великой Победы здесь планировали заселить дом ветеранов. За счёт областного бюджета уже построен фундамент, на это было затрачено более десяти миллионов рублей. Осталось освоить порядка пятидесяти миллионов. И эти деньги есть, но из-за юридических формальностей к ним не подобраться. Оказалось, что ими можно воспользоваться в том случае, если для заселения дома ветеранов хватает людей, которые встали на очередь до марта 2005 года. Таких в Мышкине всего трое, а нуждающихся – больше трёхсот. Точно такая же картина в Первомайском и других районах.
Мы обсудили этот вопрос с заместителем губернатора Андреем Епанешниковым, вынесли его на рассмотрение депутатов Ярославской областной Думы. В ближайшие дни будет подготовлено совместное обращение губернатора и регионального парламента к президенту, чтобы к 65-летию Победы нам всё-таки достроить часть жилья для ветеранов.
Или ещё пример. На одном из совещаний в Любиме был поднят вопрос о закрытии местных отделений Сбербанка. Вполне понятно, что у населения тут же возникли трудности с оплатой налогов и обслуживанием вкладов. Ну неужели бабушка из дальней деревни поедет платить копейки того же земельного налога в районный центр?! К решению этой проблемы через «Почту России» совет председателей муниципальных собраний подключил «Связьбанк». И в течение месяца на базе местных отделений связи было открыто 12 филиалов этого банка. В результате проблема была решена не только в конкретном районе, но и по всей области.
– Решение каких проблем сейчас на очереди?
– Можно считать, что первый, самый тяжёлый переходный этап перестройки системы местного самоуправления завершён. Сегодня мы должны уже задуматься о её комплексном развитии. Это не самоцель, мы создали лишь механизм для принципиально нового комплексного управления социально-экономическим развитием региона для решения таких задач, как повышение инвестиционной привлекательности районов, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, улучшение социально-бытовых условий для граждан...
Первое, что стоит на повестке дня, – материальное обеспечение районов. Для решения этой проблемы надо, прежде всего, пересмотреть вопросы межбюджетных отношений, их сбалансированность. Эта проблема особенно остро стала ощущаться после того, как в связи с кризисной ситуацией дважды был урезан областной бюджет, а, соответственно, были уменьшены и расходы муниципальных образований.
Большинство городских бюджетов и бюджетов районов – дотационные. Да, собственно, все, кроме Ярославля. Уровень дотаций колеблется от девяноста процентов в Пошехонье и Большом Селе до шестидесяти процентов в Ростове. Там, где доходная база побольше, там полегче.
Оказалось, что при урезании дотаций местным бюджетам с муниципалами даже не советуются, какие статьи расходов урезать. Они зачастую и узнают-то о сокращении расходов последними. Так было в Мышкине, сегодня та же история с Даниловом. В самом центре Данилова нет канализации, а местному бюджету, не спросив совета у муниципалов, со строительства и ремонта канализационных сетей урезают 2,5 миллиона рублей. В своё время я сталкивался с таким отношением к областным бюджетам на федеральном уровне. Я считаю, что надо работать по-другому: даже в сегодняшней кризисной ситуации бюджетные вопросы надо решать при непосредственном участии представителей местного самоуправления, благо, законодательство нам это не только позволяет, но и диктует.
Что может быть проще: дать задание муниципалам подготовить предложения по уменьшению расходной части местного бюджета на 30 процентов. На местах лучше видно, как провести секвестр менее болезненно, без каких статей расходов поселения смогут обойтись, а без каких – нет.
– Судя по всему, большинство проблем сводится к нехватке средств. Есть ли у вас предложения, как исправить ситуацию?
– Такие предложения есть. Это касается увеличения налогооблагаемой базы на местах. Ярославская областная Дума приняла решение почти все доходы (девяносто процентов) от малого бизнеса, работающего по упрощённой схеме налогообложения, отдать муниципалам. В первом чтении это предложение было принято. Второе чтение будет в сентябре.
Готовятся законы о введении налога на незавершённое строительство и о перераспределении налога на доходы физических лиц. И тоже – в пользу местных бюджетов.
В перспективе планируется ввести налог на имущество физических лиц (налог на имущество), отталкиваясь от рыночной стоимости. Но тут существует ряд проблем, связанных с финансированием расходов на инвентаризацию, регистрацию и составление кадастра недвижимости. Если данный вопрос будет решён, то этот новый налог может без преувеличения стать золотой жилой для местных бюджетов.
– А что делается в регионе для поддержания муниципальных поселений в период кризиса?
– Большинство поселений – сельскохозяйственные. Поэтому огромное внимание в этом году было уделено именно поддержке сельского хозяйства области. Ни одна статья бюджета, непосредственно связанная с этими вопросами, не была сокращена, работы по проведению весенней посевной финансируются досрочно. Более того, на поддержку сельхозпроизводителей была нацелена специальная программа «весом» более пяти млрд. рублей, частично финансируемая из федерального бюджета. Были утверждены льготные тарифы на нефтепродукты, принята дополнительная программа энергосбережения стоимостью 27 миллионов рублей. По этой программе только Данилов получит 1,5 миллиона на закупку счётчиков. Также в этом году сельхозпроизводителям не придётся вносить авансовые платежи за электроэнергию и штрафы за просрочку.
Серьёзный вопрос: регулирование закупочных цен на молоко. Сейчас закупка молока у производителей фактически идёт ниже себестоимости, а торговая накрутка составляет более трёхсот процентов. Эту проблему необходимо решать на федеральном уровне, губернатор и областная Дума уже обратились по данному вопросу во все соответствующие инстанции.
– Все ли муниципальные собрания вы уже посетили? Какие поездки ещё планируете?
– Объехал почти всю область. Возможно, некоторые поселения придётся посетить по второму разу, чтобы посмотреть, как меняется ситуация. Однако один человек, как известно, ничего не решает. Поэтому необходимо расширить диапазон работы всего совета председателей муниципальных собраний. Планируется даже совместно с представителями областной законодательной и исполнительной власти провести несколько выездных заседаний. Сегодня мне кажется наиболее целесообразным провести такое заседание в Брейтове. Там ситуация очень тяжёлая: нет ни газа, ни канализации, ни очистки воды, я уж не говорю о наличии каких-то спортивных городков и прочих благ цивилизации. А ведь фактически Брейтовский район – это Ривьера Ярославской области.
– Область – в преддверии выборов депутатов муниципальных советов. Проводится ли для народных избранников этого уровня какая-то учёба? Ведь не секрет, что многие из них – вовсе не специалисты в вопросах бюджетного планирования и налогообложения, о которых мы сегодня так много говорим.
– Учёба депутатов проводится. Специализированные курсы и семинары уже прошли более ста человек. Это серьёзная программа, рассчитанная на долгий срок. Действительно, искусству управления необходимо учиться. Хотя бы на своих ошибках, как это происходит сейчас. Объективно местные депутаты, выйдя на финишную прямую своего срока, знают в сфере местного самоуправления намного больше, чем любые теоретики-реформаторы. Это ценнейший опыт. Местные депутаты следующего созыва не должны начинать всё с нуля, как это было три года назад. Мы работаем на перспективу, это касается и вопроса подготовки кадров.