А что же скрывается за красивым иностранным названием? Кто такой сити-менеджер? Если говорить совсем просто – главный хозяйственник города. В любом муниципальном образовании есть глава, высшее должностное лицо. Оно избирается либо непосредственно гражданами во время прямого голосования, либо из числа местных депутатов. На плечах мэра (название должности может звучать и по-другому) лежит много обязанностей. Международное сотрудничество, взаимодействие с региональной и федеральной властью, создание благоприятного имиджа города и... те же хозяйственные вопросы. Одним словом, полномочия довольно разнообразные, поэтому их предлагается условно разделить на политические и экономические. Избранный мэр (глава муниципального образования) выполняет представительские функции и решает другие политические вопросы. А сити-менеджер занимается организацией городского хозяйства и работает по контракту.
«Мода» на сити-менеджеров пришла к нам с Запада. Впервые управленцы такого рода появились в США в 1914 году, а широкое распространение получили в 30-е годы прошлого века. После принятия закона о местном самоуправлении сити-менеджеры медленно, но уже достаточно уверенно шагают по России, работая в Татарстане, Башкортостане и Удмуртии, в Белгородской, Курганской, Тюменской, Челябинской областях и других субъектах страны. Что думают о возможности введения должностей сити-менеджеров ярославские эксперты?
– Практика сити-менеджеров в нашем регионе уже существует. Например, в Уставе Ростовского района предусмотрена система, где есть глава муниципального образования и руководитель администрации. Чем-то похожа и система управления в Ярославле. В городе есть избранный мэр, а главы районов назначаются и решают в основном хозяйственные вопросы. В определённом смысле их тоже можно назвать сити-менеджерами. Только их шесть, а не один. Вообще, понятие «сити-менеджер» довольно условное. Всё зависит от конкретных форм организации управления. Главное – чтобы оба руководителя работали «в одной упряжке». Например, в соседнем с областью Костромском районе есть избранный глава Виктор Сопин и руководитель администрации Вячеслав Рейх. Этот тандем – пример удачного управленческого сотрудничества. Совместно им удаётся вовремя получать информацию от граждан и принимать конкретные решения по проблемным вопросам.
В принципе, нет ничего невозможного, и широкое распространение сити-менеджеров в Ярославской области может быть. Однако сегодня в условиях кризиса, на мой взгляд, изменять сложившуюся систему не стоит. В любом случае, изменения такого рода должны закрепляться в Уставе. А для этого нужно одобрение представительного органа муниципального образования и согласие граждан, – считает начальник управления по вопросам местного самоуправления правительства области Александр Чудайкин (на снимке).
У старшего преподавателя кафедры социально-политических теорий ЯрГУ кандидата политических наук Александра Соколова свой взгляд на проблему:
– Я считаю, что подобная практика не получит широкого распространения в нашем регионе. Ведь чтобы эффективно управлять, глава муниципального образования должен использовать как формальные, так и неформальные рычаги. Сити-менеджер же выполняет только административно-техническую работу. Это просто чиновник, хотя и высокого ранга.
Нормально работать система сможет лишь в том случае, если избранный глава не будет «влезать» в дела сити-менеджера, а тот, в свою очередь, не будет заниматься политикой. Однако это практически невозможно в современных российских реалиях. Здесь влияют и личностные, и статусные, и финансовые факторы, не вполне чёткое определение обязанностей. Кроме того гражданам всегда удобней спрашивать по интересующим их хозяйственно-экономическим вопросам с одного человека.
Тема остаётся открытой для обсуждения. Мы приглашаем экспертов и руководителей муниципальных образований принять участие в дискуссии о «плюсах» и «минусах» сити-менеджеров.