- К лозунгам я отношусь спокойно, у каждой партии свои призывы. Но осуществимо ли это? Что значит - заморозить тарифы? Ведь и в энергетике, и в добыче нефти и газа, и в коммунальном хозяйстве тоже работают люди. Как же можно не оплачивать их труд, их затраты на добычу, транспортировку, производство энергии? Можно говорить лишь о сокращении инвестиционных программ этих отраслей по ремонту и обновлению оборудования. Но и это не совсем правильно.
Все знают, что износ теплосетей, энергетического оборудования на критическом уровне. К тому же сокращение инвестиционных программ будет означать сокращение заказов для других отраслей - машиностроения, строительства, транспорта и так далее. Сокращение расходов в одних отраслях приведёт к ещё большему спаду производства в других. И найти оптимальное решение далеко не так просто, как это может показаться на митинге, подчеркнул губернатор.
- Вообще организаторы митингов протеста часто искажают истину. Говорят, например, что вот беда - пенсионерка будет платить за квартиру на две тысячи больше! Но это же неправда. Пенсионерка будет получать жилищную субсидию и реально тратить на квартплату столько же, сколько и раньше. Мы же сами вместе с депутатами принимали закон о жилищных субсидиях, по которому люди должны платить за квартиру не более 14 процентов дохода семьи. Всё, что сверху, покрывает жилищная субсидия. Кстати, в других регионах страны этот рубеж установлен на уровне 17 процентов. Ну а если гражданин не имеет права на субсидию, то значит, он достаточно хорошо зарабатывает и ему вполне по силам оплачивать услуги ЖКХ по новым тарифам, - считает Сергей Алексеевич.
Что же касается самих тарифов, то тут действительно есть что обсудить.
- Как раз утром мы проводили в мэрии совещание по этому вопросу, а завтра соберёмся опять. Дело в том, что на разных котельных стоимость тепла разная и она может отличаться процентов на 35. Раньше мэрия усредняла цену для всех жителей Ярославля, в этом году впервые жители разных районов платят по разным тарифам. Не думаю, что это правильное решение, - сказал губернатор. - Да, жителям тех районов, где стоимость теплоэнергии выросла больше других, мэрия предоставляет компенсацию. Но и тут проблема - эта компенсация не персонифицирована, она поступает непосредственно поставщику тепла. Такая система неправильная, она лишь поощряет бесхозяйственность, и, по-моему, именно из-за неё у нас все муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства вечно в долгах, сколько бы денег им ни выделялось. Нужен персонифицированный учёт, чтобы все компенсации поступали на личные счета граждан.
Кроме того, вызывают сомнения тарифы на водоснабжение и на уборку мусора. По мусору расценки выросли до семи раз. Так что вопросов много и в них будем разбираться. Я уверен, что есть резервы для регулирования тарифов в сторону снижения.
Беседа с губернатором длилась полтора часа, большую часть времени говорили, конечно, о кризисе.
- Долго ли он продлится? - спрашивали Сергея Алексеевича.
- Я не специалист по таким прогнозам, - отвечал он. - Интересно было бы самому заняться аналитикой, но нет времени, нужно действовать, принимать меры по разрешению конкретных ситуаций. Меры принимают также и президент, и федеральное правительство, и я думаю, результат будет. Их предложения к главам других государств по отказу от модели однополярного мира с одной-единственной мировой валютой, по укреплению финансовой безопасности кажутся мне правильными.