– Ярославской области выделена квота на 800 разрешений – на двести больше, чем в прошлом году, – рассказал заместитель начальника УФМС по Ярославской области Леонид Иванович Гуменюк. – Поэтому впервые создана временная рабочая группа, в неё вошли представители УФСБ, УВД, подразделений правительства области и мэрии. Среди мигрантов есть люди, занимающиеся транспортировкой или сбытом наркотиков. Кто-то пересекает границу по поддельным миграционным картам. Приезжали даже те, кто находился в международном розыске. Силовые и другие ведомства как раз и проверяют таких граждан. Разрешение выдаётся на три года, и практически сразу после его получения иностранцы могут подавать документы уже на гражданство.
– Как вы считаете, достаточно ли этой квоты – 800 человек – для нашей области?
– Я бы не сказал, что желающих получить временное разрешение больше. 800 – это вполне достаточная цифра для нашего региона. В УФМС представляют миграционную ситуацию по области, поэтому эти данные не взяты с потолка. Из 800 квот мы сразу определили, что нужно оставить резерв для семей или граждан, которые в силу разных проблем не смогли оформить своих детей, родителей. Недавно племянник привёл бабушку, которой 83 года. Она проживает на Украине. Там у неё никого не осталось, а здесь немало родственников. Она обратилась с просьбой не стоять в очереди и выделить ей разрешение.
Есть граждане, которые могут идти даже вне квоты. Иногда просто необходимо, чтобы родственники были рядом друг с другом, чтобы семьи могли воссоединяться. Мы стараемся подходить довольно щепетильно к вопросу предоставления разрешений. Ещё один пример. К нам обратился гражданин, который работает в Московской области и стоит там на миграционном учёте. Но этот регион имеет свою квоту, и немалую по сравнению с нами – 10000 человек. Поэтому мы считаем, что разрешения нужно выдавать в первую очередь тем гражданам, которые работают в Ярославской области.
– Чем наш регион привлекает иностранных граждан? Где они могут найти применение своим силам на Ярославской земле?
– Конечно, на первом месте – строительная сфера. В прошлом году в ней работало более половины приезжих граждан. Ещё одна популярная сфера занятости мигрантов – промышленность и обрабатывающее производство. Там трудилось более 20 процентов. Ну а дальше, что называется, всего по чуть-чуть. Около восьми процентов мигрантов занято в оптовой и розничной торговле, кто-то трудится на ниве сельского и лесного хозяйства, работает в транспортной сфере. В 2008 году большинство из иностранных рабочих составляли граждане Узбекистана, Армении и Таджикистана. В этом году область примет на работу 9614 иностранцев.
– Принимает ли наш регион квалифицированных иностранных рабочих?
– Предприятия области принимают на работу и настоящих профессионалов. Украинские, французские и немецкие граждане работают в НПО «Сатурн» – туда идут высококвалифицированные специалисты. Говоря о других сферах, можно назвать предприятие «Промстроймонтаж», которое построило, например, крупный торговый центр «Рио» на Московском проспекте в Ярославле. Там работают армяне. Готовы обеспечить иностранным гражданам работу и судостроительные заводы...
К сожалению, иностранцы, которые не смогли получить необходимые документы и остаться легально работать в области, нередко могут представлять потенциальную угрозу общественному порядку. В УФМС даже создано специальное подразделение, которое занимается проверкой соблюдения миграционного законодательства. За прошлый год его сотрудники провели около 4000 мероприятий и составили более 5000 (!) административных протоколов. Притом составлялись они и в отношении должностных лиц, которые привлекались к весьма ощутимым штрафам. Особенно сложно вычислять правонарушения среди нелегальных мигрантов.
Но, безусловно, большинство иностранцев всё же законопослушные граждане. В Россию они едут не от лучшей жизни. Держатся довольно обособленно и на контакт с россиянами идут неохотно. Многие даже не говорят по-русски. Чуть в стороне от большой толпы граждан из Средней Азии у здания УФМС стоит молодой парень. Как выяснилось, ему всего 24 года, приехал он из Узбекистана. Зовут Шухрат Бегматов. В родном Термезе у него остались родители и собственная семья. Тоже стоит в очереди за разрешением. На вопрос, в какой сфере работает, улыбаясь и с опаской посматривая на товарищей, Шухрат неохотно отвечает: в строительстве. Похожая специальность и у жителя Киргизии Айдара Айкинбаева – он маляр. Говорит, что работы в его стране нет не только в районных городах наподобие Узгена, откуда он родом, – проблематично найти её даже в столице.
В общем, миграционные вопросы на пространстве бывшего Советского Союза остаются весьма актуальными. Хотим мы того или нет, но в ближайшее время в Россию будут приезжать иностранцы. Главное, чтобы они соблюдали законы и уважительно относились к коренным жителям.