Столь пессимистические перспективы обосновывает директор ГУСП «Дубки» Галина Некрасова:
– Мы действительно можем прекратить свое существование, если ситуация с тарифами на тепло не изменится. С нынешнего года отменено так называемое перекрестное субсидирование тепличных комбинатов (кроме «Дубков» они есть в Новоселках и Заволжском районе. – Ред.), что по-зволяло нам платить за тепло вдвое меньше, чем промышленные предприятия. Одна гигакалория нам обходилась в 177 рублей с НДС. А теперь, когда тариф на теплоэнергию нам внезапно увеличили в 2,7 раза, становится очевидным, что мы в таких условиях по-просту не выживем.
Вплоть до 10 января руководству «Дубков» об изменениях в оплате тепла ничего не было известно, и поэтому коллектив спокойно работал. А когда Галина Михайловна позвонила в Ярославскую энергетическую компанию, там ответили, что счет выставлен согласно новым расценкам. А это значит, что уже в январе платить за тепло «Дубкам» придется из расчета 477 рублей за 1 гигакалорию. Складывается совершенно абсурдная ситуация, когда комбинат, получающий от реализации продукции 48 – 55 млн. рублей, отныне лишь за одно тепло обязан будет отстегивать 45 миллионов (?!). Следовательно, практически не останется средств ни на что – ни на содержание инфраструктуры (на комбинате семь километров теплотрассы, 20 км водопроводных сетей, которые нуждаются в постоянном уходе, только на ремонт стеклянных теплиц требуется до 800 тыс. рублей), ни на зарплату.
Осознание того, что предприятию грозит полный крах, просматривается в письме директора Некрасовой на имя генерального директора ОАО «Ярославская энергетическая компания» Василия Несветайлова: «Если не будет пересмотра этих расценок, то тепличный комбинат не сможет больше существовать...»
Письма с тревогой за судьбу предприятия отправлены также директору департамента по управлению госимуществом администрации области Валерию Емельянову, губернатору Анатолию Лисицыну. В отчаянии Галина Михайловна позвонила даже в Ассоциацию теплиц России.
В письмах – просьба о срочной помощи, поскольку энергетическая компания предупредила, что за неуплату за тепло сначала ограничит его подачу, а затем и вовсе отключит, что приведет не только к гибели растений, но и разрушению самих теплиц.
Среди документов, которые показала мне Галина Михайловна, единственный, который греет душу, – это протокол совещания рабочей группы по вопросу согласования тарифов на электрическую и тепловую энергию для производ-ственных сельхозпотребителей на 2006 год. В нем содержится рекомендация правлению департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов нашей области сделать исключение для тепличных предприятий и установить для них тариф в размере 180 рублей (без НДС) за гигакалорию. Протокол подписан заместителем губернатора области, директором департамента АПК Михаилом Боровицким и главой департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Александром Коротковым.
В итоге документ этот оказался лишь своего рода «договором о намерениях», не более того. Поскольку в конце декабря вышел приказ о повышении тарифов, не предусматривающий исключений (кстати, о таком решении РЭК не был поставлен в известность даже директор департамента АПК Боровицкий, не говоря уж о руководстве тепличных хозяйств), в «Дубках» поскребли по сусекам, заплатили за тепло 2,5 млн. рублей. Где взять еще пять за январь – ума не приложат. Ведь огурцы начнут созревать лишь в конце февраля, а пик урожая приходится обычно на апрель – май. Единственный выход сейчас – добиться взаимопонимания с энергетиками, чтобы те разрешили тепличникам платить за тепло по мере нарастания урожая. За перенос оплаты на более поздние сроки руковод-ство «Дубков» готово внести проценты.
Пока тепло в «Дубках» не отключили. Но даже если удаст-ся этому комбинату продержаться до апреля – мая, все равно рано или поздно при столь высоких тарифах на тепло вопрос о самом существовании комбината встанет ребром. Создается впечатление, что 600-тысячному Ярославлю не нужны сравнительно дешевые, экологически чистые огурцы и помидоры.
– За почти десять лет своего директорства я только и делаю, что рассчитываюсь с долгами, хотя урожайность на нашем предприятии довольно высокая – до 30 кг с квадратного метра, – говорит Галина Михайловна. – Двенадцать лет назад лишь в Ярославской области были подняты расценки на тепло на 200 процентов! А в соседних Костромской, Ивановской и Вологодской в 1994 – 1996 годах расценки на тепло для тепличных комбинатов были в три раза ниже, чем у нас. Каждому в нашем коллективе известно, каких огромных усилий нам стоило выплатить долг за тепловую энергию в сумме 15 млрд. рублей (при годовой сумме реализации в 1996 году 5 млрд. рублей). Все же мы встали на ноги и три года получали небольшую прибыль для развития производ-ства. И вот очередное непродуманное решение об отмене льгот ставит нас на грань банкротства. А ведь это так очевидно, что тепличный комбинат – самое энергозатратное производство. При стопроцентно остекленной кровле посевная здесь проводится в декабре – январе. Не случайно во всем мире, где есть теплицы, часть затрат на тепло дотируется государством. Там всерьез заботятся о правильном питании и здоровье людей. У нас же отношение к теплицам, мягко говоря, прохладное. У государ-ства нет четкой, продуманной программы развития этой отрасли. Впрочем, в областях, где руководство не проходит мимо этой проблемы, защищенный грунт поддерживается и модернизируется.
А у ярославских овощеводов вечно одна и та же проблема – как бы не сыграть в ящик. Ну, сыграют. Ну, не будет в Ярославле и его пригороде теплиц. Конечно, город без огурцов и помидоров не останется. Другой вопрос, по какой цене мы их будем покупать и какого качества. Ведь при нынешних баснословных (и продолжающих неуклонно расти) ценах на горючку тот же вологодский огурец в момент перестанет быть доступным продуктом, а вездесущие турки не упустят возможности «побаловать» нас своими новыми достижениями в области... химии.
Приближается тысячелетие Ярославля. К юбилею будет много подарков городу. К числу таковых вряд ли можно будет отнести закрытие трех тепличных комбинатов. А ведь к этому все идет. Прихлопнуть очередное государственное предприятие, пустить по миру людей гораздо проще, чем, скажем, построить котельную в тех же Дубках при комбинате. Во всяком случае, если нынче всерьез не задуматься о доведении расценок на тепло до приемлемого уровня, то вполне вероятно, что ближе к осени в «Дубках» будет собран поистине небывалый урожай: около трехсот вынужденно уволенных овощеводов понуро потянутся к проходной, держа в руках в качестве «выходного пособия» куски стекол, фрагменты металлических кон-струкций... Как говорится, «все, что могу»...
* * *
ОТ РЕДАКЦИИ. При подготовке этого материала к печати мы обратились за комментариями в ОАО «Ярославская энергетическая компания». Вот что сообщил нам пресс-секретарь компании Михаил Чирков:– Тарифы на тепловую энергию согласно действующему законодательству устанавливаются департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов администрации Ярослав-ской области. Причем последние три года меняются они исключительно один раз в год и принимаются до наступления очередного финансового года.В то же время директор ГУСП «Дубки» Галина Некрасова верно отмечает, что корень нынешней проблемы лежит в существовании перекрестного субсидирования. Очень плохо (абсолютно согласен в этом с директором), что решаться эта проблема начала только сейчас, а не в предыдущие годы. И увеличение тарифа на тепловую энергию для тепличного хозяй-ства сразу в 2,7 раза, наверное, не самый лучший вариант. К примеру, тарифы на электроэнергию в Ярославской области менялись всегда более плавно, потребители не ставились перед необходимостью резко увеличивать свои расходы.Руководство нашей компании разделяет озабоченность директора ГУСП «Дубки» судьбой своего предприятия и его коллектива. И ОАО «Ярославская энергетическая компания» готова сделать исключение для комбината, учитывая сложность его финансового положения, и пойти на отсрочку платежей за потребление тепловой энергии. Однако здесь необходимы гарантии областных властей. Согласитесь, что проблемы одних потребителей не должны решаться за счет других. Тем более сейчас, в условиях морозов, когда перед Ярославской энергетической компанией остро стоит задача надежного теплоснабжения Ярославля, а большая часть расходов связана с приобретением топлива для выработки энергии.