Ещё в самом начале заседания, когда обсуждали поправки в Конституцию России, продляющие срок полномочий президента и Госдумы, в атаку пошли коммунисты. Их лидер Александр Воробьёв назвал этот вопрос надуманным и предложил обратить внимание на более актуальные вещи – спад производства на крупнейших заводах, задержки зарплат, рост безработицы и процитировал лозунг, с которым прямо перед началом заседания митинговали у ярославского «Белого дома» дизеле-строители: «Дерипаске – тулуп и лопату, а заводы – пролетариату!» От лозунгов перешли к делу.
Губернатор Сергей Вахруков подробно рассказал об экономической ситуации в области.
– В бюджетных организациях долгов по зарплате нет, а у некоторых промышленных предприятий они были и до начала кризиса, – говорил он. – Суммарные долги по зарплате предприятий области 1 октября составляли 178 миллионов рублей, 1 ноября – 205 миллионов, 1 декабря – 236 миллионов, а к 11 декабря сократились до 116 миллионов рублей. Это вызвано тем, что самым крупным должником по зарплате до начала декабря было НПО «Сатурн», не выплатившее рабочим 148 миллионов. После визита премьер-министра Владимира Путина, когда было принято решение о выкупе государством контрольного пакета акций предприятия и оказании ему финансовой помощи, долг «Сатурна» перед рабочими сократился до 13 миллионов, а в ближайшее время будет ликвидирован полностью. Рассчитались с долгами по зарплате на «Русьхлебе». «Холодмаш» и «Ярославский компрессор» пока имеют долги по 14 миллионов каждый, но это ненадолго, так как в декабре должны пройти торги по продаже этих производств. Новые собственники за-платят. Наиболее проблемными пока остаются Ростовский оптико-механический завод, задолжавший рабочим 13 миллионов, и Тутаевский моторный – 7 миллионов. Однако у РОМЗа есть заказы, там не сокращают, а наоборот, набирают рабочих, и положение выправляется.
– Может, тогда и дизелестроительный комплекс нужно национализировать, чтобы решить все проблемы? – предложил депутат Воробьёв.
– Пока такой вопрос не обсуждается, – отвечал губернатор. – Между «Автодизелем» и «Сатурном» есть разница. Большая доля производства «Сатурна» выполняет госзаказ, предприятие получает средства из госбюджета, и передача контрольного пакета акций этого предприятия в руки государства выглядит логично. А положение «Автодизеля» зависит лишь от состояния рынка. По итогам 9 месяцев года там произвели продукции столько, сколько за весь прошлый год – то есть предприятие развивалось хорошими темпами. А осенью начался кризис, резко сократился спрос на продукцию автопрома как в России, так и во всём мире. И тут митингами не поможешь. Государство выделило дизелестроителям кредиты на завершение строительства нового завода и освоение производства двигателей 530-го семейства, так что перспективы у предприятия есть. Но снижение спроса на 235-е и 238-е двигатели неизбежно продолжится.
Рассказал Сергей Вахруков и об угрозе безработицы. Пока рост её незначительный, к концу года она может достичь 3 процентов, к концу первого квартала 2009-го – 5 процентов. Об-ластное правительство принимает меры для создания новых рабочих мест и для переобучения безработных. Так, например, в ходе программы реформирования ЖКХ резко возрастают объёмы проведения капитальных ремонтов жилья, а делать их некому – все строители заняты на новых объектах. Здесь понадобится ещё немало рабочих рук.