– Николай Алексеевич, как проходил конкурс, и каким образом область достигла таких хороших показателей?
– Можно сказать, что основные конкурсные мероприятия прошли непосредственно в регионах. Заранее были определены несколько критериев, по которым оценивалась эффективность деятельности приёмных. Среди этих показателей, например, местоположение. Приёмная должна располагаться в областном центре, важно, чтобы до неё было удобно добраться не только из районов города, но и из области. Наше здание расположено в центре Ярославля, на Советской площади, к нам легко доехать и с Нефтестроя, и из-за Волги, и с Красного Перекопа. Так что это условие мы выполнили. Кроме того, приёмная должна находиться или в отдельном здании, или должна располагаться автономно в каком-либо адми- нистративном здании. Мы находимся в помещении областной Думы, но имеем отдельный вход. Разумеется, сама приёмная должна быть определённым образом оборудована, иметь все удобства и занимать несколько помещений. У нас есть комната, куда приходят сами граждане, есть депутатский центр. Там работают и принимают людей депутаты Госу- дарственной думы России, областной Думы и муниципалитета. Всем этим, так сказать, организационным критериям мы соответствуем.
Работа оценивалась и по другим показателям – организаторы конкурса смотрели на общее количество обращений граждан и проведённых консультаций. Особенно внимательно оценивали то, скольким людям удалось реально помочь. Мы всю эту информацию обрабатывали и ежемесячно отправляли в Москву. Там делались выводы и принимались конкретные решения – какая приёмная лучшая. Мы заняли второе место в ЦФО, но это определённый аванс. Такой результат обязывает к огромной ответственности. В дальнейшем критерии оценки нашей деятельности будут более строгими, а значит, нам предстоит ещё более активная работа.
– Давайте как раз поговорим о ежедневной работе приёмной Владимира Путина. Как она проходит?
– Скажу прямо, что она непростая. Вопросы иногда бывают очень сложными, и для их решения приходится тратить большое количество нервов и здоровья. Да, вот свежий пример. В Ярославле на Ленин-градском проспекте в адми- нистративном корпусе 132-го завода, где ремонтируют автомобили, живут более сорока человек. Люди находятся там с 1992 года. Они приехали строить дом, временно их поселили на заводе и пообещали жильё, которое в итоге так и не построили. Заводские условия, естественно, не приспособлены для жизни. Люди уже просто не знают куда обратиться. Конечно, кто-то приобрёл какую-то недвижимость, уехал, но многие остались. Мы пытаемся решить эту проблему. Или другой пример. В приёмную обратилась женщина, проживающая в доме, который буквально дышит на ладан. Там рушатся стены, проваливается потолок. Здания нет на балансе города. Не относится оно и к предприятию, которому раньше принадлежало. В итоге – ни документов, ни ответственности, ничего! Под программу расселения ветхого и аварийного жилья дом не подходит – в мэрии отвечают: у нас такого здания нет. Рассчитывать на ведомственный ремонт тоже не приходится. Люди прошли уже по десятому кругу ада. Я понимаю, что безвыходных ситуаций нет, и любой вопрос, наверное, можно решить. Как говориться, кто хочет что-то сделать – ищёт средства, а кто не хочет – старается найти причину своего бездействия. Это, пожалуй, правильные слова. Но часто наши чиновники, цепляясь за бюрократические формальности, не уделяют человеку должного внимания. А людям иногда становится легче, если их просто выслушали.
Вопросов, которые нужно решать, много. Среди самых болезненных – жильё для военнослужащих. Граждане уходят в запас, переезжают из других городов. По указу президента они должны получить квартиру. К сожалению, это происходит не всегда – сертификаты часто не соответствуют рыночной стоимости недвижимости. Ещё одна проблема из той же облас-ти – обеспечение жильём многодетных семей, в которых проживают пять и более детей. Депутаты Ярославской областной думы даже посылали в федеральные структуры обращение и предлагали придать этой программе статус нового национального проекта. Немало граждан обращается по поводу расселения из ветхого жилья. Других интересуют вопросы строительства и ремонта дорог, которые особенно актуальны в сельской местности. Ну и конечно задают большое количество вопросов из социальной сферы: о здоровье детей, о дополнительных выплатах, льготах, бесплатном проезде и так далее.
За три месяца, с сентября по ноябрь, в общественную приёмную поступило 1190 обращений граждан: 916 устных и 274 письменных. Насколько я знаю, похожая пропорция сложилась и в других регионах страны. Разумеется, с учётом общего количества жителей в этих субъектах. Приходят в основном люди старше пятидесяти лет – их около 70 процентов. Но обращаются и молодые граждане. Наши юристы делают большую работу. Они проводят бесплатные консультации, потому что неосведомлённость людей в юридических вопросах иногда пугает. К сожалению, граждане часто не знают свои права. Очень многие не хотят решать проблемы через суд, хотя в этом нет никакой сложности. Зачастую и проблема то решается довольно быстро! Но обращаться к служителям Фемиды люди всё равно не спешат. Одним словом, нам ещё предстоит сделать много дел.
– Николай Алексеевич, в Ярославле и в каждом районе области давно работают приёмные партии «Единая Россия». Туда тоже обращаются граждане, которые хотят решить какие-то свои проблемы. После того, как открылась региональная приёмная Владимира Путина, не произойдёт ли у специалистов дублирования функций?
– Нет, этого не будет. Конечно, все партийные приёмные сохраняются, но теперь они стали своеобразными «филиалами» приёмной председателя «Единой России». Я являюсь координатором всех этих «филиалов» по области и могу точно сказать, что никакого дублирования нет. Они как работали, так и будут работать дальше. Конечно, ряд вопросов удаётся решать и там, на первичном уровне. Но если в приёмных партии невозможно решить какую-то проблему, мы занимаемся ей уже здесь. В общественной приёмной Владимира Путина есть депутатский центр, в котором работают депутаты Государственной думы России от Ярославской области – Анатолий Иванович Лисицын, Андрей Афанасьевич Кокошин, Анатолий Сергеевич Стародубец. Они настоящие профес-сионалы, уважаемые и пользующиеся доверием люди. С их помощью возможно решение самых сложных задач. В депутатском центре с гражданами регулярно общаются и наши народные избранники. Общественные приёмные партии продолжают свою деятельность в обычном режиме. Мы работаем вместе и являемся частью единой системы.
– Почему общественные приёмные Владимира Путина открылись именно сейчас? Ведь он стал председателем «Единой России» ещё весной, да и до этого момента активно поддерживал партийную деятельность?
– На мой взгляд, болезнь любой власти – неважно, политической или экономической – всегда в том, что по истечению определённого времени власть начинает забывать, для чего она существует. Сейчас Россия переживает переходный этап своего развития. И общественная приёмная нужна для осуществления обратной связи между гражданами и высшим руководством страны. Иначе накопится социальное напряжение, которое не нужно ни обществу, ни государству. После победы на выборах в Государственную думу в декабре прошлого года «Единая Россия» стала руководящей партией. Поэтому ответственность за принимаемые решения теперь лежит на ней. Главное в этот период – избежать бюрократизированности и не стать формалистами. Не забыть, что власть существует для людей, что она социально ответственна.
Общественные приёмные Владимира Путина как раз и созданы для того, чтобы лучше знать нужды граждан. Владимир Владимирович, став председателем партии, взял на себя огромную ответственность за ту работу, которую делает «Единая Россия». Но ответственность подразумевает принятие конкретных управленческих решений. А для того, чтобы принять правильные решения – нужно отслеживать те процессы, которые проходят в регионах. Для этого председатель правительства постоянно встречается с главами субъектов, совершает рабочие поездки по стране. «Прямая линия», прошедшая четвёртого декабря, когда граждане могли задавать любые вопросы Владимиру Путину, тоже говорит о желании узнать ситуацию непосредственно от людей. И мы сегодня работаем для того, чтобы помочь каждому в решении волнующих его вопросов.