До того момента, когда перед первым посетителем открылась дверь, Анатолий Иванович успел заметить, что с обращениями граждан работает в течение всей своей политической карьеры, и потому его не особенно тревожит пока ещё существующая некоторая неопределённость с юридическим обоснованием работы приёмных. Действительно, со статусом этого, безусловно, благого начинания не всё абсолютно понятно. Это при КПСС, которая согласно даже Конституции была «руководящей и направляющей силой общества», было просто – тут тебе и партийное руководство, тут же тебе и вся власть: исполнительная, законодательная, судебная и медийная. Решил вопрос в обкоме – считай дело в шляпе.
«Единая Россия» по Конституции не имеет права подменять деятельность властей. Кстати, в общественную приёмную председателя «ЕР» попасть куда проще, чем в те ещё времена, например, к третьему секретарю обкома. Но работа приёмных, если они существуют, должна отзываться какими-то результатами, иначе народ просто станет их игнорировать. Чем венчаются подобные сценарии, прекрасно известно на примере той же КПСС. Поэтому пока решено было поступить по старой и доброй народной поговорке «Глаза боятся – руки делают».
За первые сорок пять минут работы общественной приёмной председателя «Единой России» депутат Лисицын сумел пообщаться с просителями по следующим вопросам:
– финансирование детского сада в посёлке Октябрьский (на границе Некоузского района и Тверской области);
– устройство в дом ветеранов женщины-инвалида, обманутой недобросовестными риэлторами;
– помощь ребёнку, страдающему редкой формой онкологического заболевания;
– обустройство музея маршала Толбухина и создание досугового центра в посёлке Андроники Ярославского района;
– решение квартирного вопроса преподавателя одного из ярославских вузов, переехавшей из Узбекистана в 1994 году;
– строительство помещения для танцевального ансамбля «Константа» из посёлка Петровский Ростовского района и обеспечение этого очага культуры собственным средством передвижения;
– дифференциация пенсий военных пенсионеров и их социальное обустройство в мирной жизни...
Ремарки, отпускаемые Анатолием Ивановичем по ходу рассмотрения прошений, довольно ярко поясняли суть работы приёмной и характеризовали возможную её эффективность. «Мэр меня на порог не пускает», – жаловалась женщина, четверть века живущая в общежитии... «Теперь пустит, – пообещал депутат, – партийная дисциплина – штука жёсткая».
Однако гораздо чаще в общении Анатолия Лисицына с посетителями общественной приёмной прослеживалась не партийно-бюрократическая, а хозяйственно-рационалистическая направленность. К примеру, просителю за дифференциацию военных пенсий Анатолий Иванович подсказал, как не просто проиллюстрировать имеющиеся «перекосы» конкретными цифрами, но и предложить свой вариант того, как привести положение дел к более или менее логичной картине, отвечающей требованиям сегодняшних отставников. Тогда и с генералами, которые работают в оборонном комитете Госдумы, на порядок проще общаться будет, заметил ярославский парламентарий.
Что же до руководителей, у которых тоже немало проблем в своих регионах, то здесь им имело бы смысл отстаивать свои интересы на региональном уровне – к примеру, добиваться включения особо бедствующих объектов в планы финансирования. Особенно это касается объектов историко-культурного наследия.
– Когда видна активная позиция местных властей, и инвесторов искать проще, – заметил по этому поводу Анатолий Иванович.
Судя по всему, у местной власти не заржавеет с демонстрацией активной позиции, поскольку большая часть её представителей тоже довольно давно уже проторила широкую дорогу в «Единую Россию».
Другой вопрос, что как-то пока слабо верится в «волшебные превращения» чиновников, которые, по замыслу создателей общественных приёмных, перейдя из одного кабинета в другой, из бюрократов и волокитчиков превратятся в радетелей народных интересов. Опять же далеко не у всех партийцев есть большой опыт работы, нужный уровень контактов и понимания проблем региона.
Так, может быть, общественные приёмные председателя «ЕР» – это ещё и тест на профпригодность? Не зря же сегодня наиболее серьёзные идеологи партийного движения всё чаще поднимают вопрос о том, что партия, хоть и не являющаяся «руководящей и направляющей силой», всё-таки не богадельня, куда принимают за «показанный образ мыслей». Дела к идеологически правильному выражению лица тоже, наверное, должны прилагаться?