понедельник 25

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 24 сентября 2008

Тайные рецепты предвыборной кухни

нет фото

Хотим мы того или нет, но предвыборная суета всё больше и больше захватывает каждого из нас. Чтобы добиться расположения избирателя, кандидаты и представители их штабов идут на самые разные хитрости. Впрочем, набор «белых» и «чёрных» технологий примерно каждый раз одинаков. Чаще меняется лишь их внешнее оформление, так сказать, «упаковка».

автор Ярослав МАЙБОРОДА

 

ПОЧЁМ НЫНЧЕ КАНДИДАТ

Несмотря на то, что центр города заклеен плакатами, по краям дорог с агитационных щитов на нас смотрят бесконечные лица кандидатов, а над проезжей частью нависают растяжки, чаще всего это «выстрелы» вхолостую. Практически всё художественное оформление плакатов сводится к трём основным сюжетам. Первый – лицо кандидата на фоне российского флага, второй – погрудное изображение или тот же портрет на фоне пейзажа (например, известное здание или одна из улиц своего округа).

Третий сюжет представляет всё то же лицо, но уже рядом с гербом Ярославля или символом тысячелетия. Чем отличился наш «герой», что обещает народу, остаётся за кадром. Кроме того, кандидаты выпускают печатную рекламу – листовки, буклеты, календари, приглашения на встречи с избирателями, именные обращения и так далее. Если учитывать, что агитационные материалы в предвыборный период распространяются несколькими «волнами», то затраты получаются вполне приличные.

В общем, кандидаты готовы тратить на избирательную кампанию очень большие деньги. В среднем они оставляют на полях предвыборных сражений около одного миллиона рублей или чуть больше. Хотя некоторые тратят на кампанию муниципального уровня от двух до четырёх миллионов. Естественно, кампания по выборам, например в областную Думу, обходится дороже – приблизительно в пять – восемь миллионов. Кандидаты часто превышают лимиты своего избирательного фонда, и лишь немногие обходятся достаточно малыми средствами. Размер избирательного фонда кандидата на муниципальных выборах составляет 200 тысяч рублей. Законодательством предусмотрено, что превышение этого фонда более чем на 5 процентов служит основанием для снятия кандидата с участия в выборах. Но всё дело в том, что формально за этот лимит никто не выходит. Кандидаты сдают все необходимые документы, в которых указывается, что предельная сумма не превышена и доказать обратное очень трудно. Так что реальные расходы кандидатов «не знает даже Наркомфин с его сверхмощным налоговым аппаратом».

ЛИСТОВКА РЯДОМ С УРНОЙ

А как обстоит дело с соблюдением законодательных норм в предвыборной агитации?

– Кандидаты начали распространять листовки и другие печатные материалы ещё с конца августа, – говорит председатель избирательной комиссии Ярославской области Галина Ефремовна Степенко. – В каждом районе или городе существуют постановления о местах размещения агитационных материалов. И если сравнить требования этих нормативных актов с реальностью, то нарушения мы увидим сплошь и рядом. Особенно это касается городов. Самые трудные избирательные кампании проходят в Ярославле, Угличе и Тутаеве.

Здесь листовки размещаются везде – на опорах, столбах, гаражах, подъездах. Впрочем, есть и исключения. В Ленинском районе Ярославля один из кандидатов специально сделал доску объявлений и наклеил свои материалы на неё. На мой взгляд, это очень эстетичный и красивый выход из положения. Но данный случай – скорее исключение из правил. Мы работаем вместе с милицией, сотрудники оперативных групп составляют протоколы на нарушителей. Пренебрегает правилами в основном молодёжь.

Также существуют примеры, когда люди ходят по подъездам и спрашивают у граждан фамилию и имя, адрес, телефон, а также интересуются, за кого они будут голосовать. Конечно, чаще всего эти люди говорят, что проводят опросы общественного мнения, но даже в таком случае спрашивать фамилии и адреса – незаконно.

– Хочется предупредить избирателей: если проводится опрос, то он должен быть анонимным, – продолжает Галина Степенко. – Если людям по какой-то причине не нравится тот человек, который проводит этот «опрос», они могут просто не отвечать. Иногда мнимые социологи говорят, что они являются представителями участковых избирательных комиссий. Но члены УИК не занимаются опросами. Их задача – проверить списки избирателей и разослать приглашения на выборы.

«БЛИЗНЕЦЫ» И ДАРЫ ДАНАЙЦЕВ

На выборах осени 2008 года имеют место и другие грубые нарушения. Например, агитация за некоторых кандидатов началась ещё до их выдвижения. Представители избирательных штабов ходили по домам, вручали избирателям подарки и уговаривали проголосовать за своего кандидата. Есть примеры, когда агитация проводилась в школах, чего не должно быть в принципе. К сожалению, от грязных предвыборных технологий избирателям действительно некуда деться. Но существуют профессионалы, способные распознать «чёрный» пиар, даже очень хорошо замаскированный под вполне «причёсанную» агитацию. Среди таких людей – Татьяна Сергеевна Акопова, кандидат социологических наук, преподаватель факультета социально-политических наук ЯрГУ им. П. Г. Демидова.

– Существует весьма много видов «чёрных» технологий, – отмечает Татьяна Сергеевна. – Среди них можно назвать, например, хорошо известный приём, когда по округу выдвигаются так называемые «двойники». Конкуренты выставляют против фаворита другого кандидата с такими же именем и фамилией. Иногда совпадают названия места работы или занимаемая должность. На нынешних выборах в муниципалитет Ярославля «двойники» изначально были в семи округах. В Кировском районе двое Волковых, на Нефтестрое трое Кузнецовых, за Волгой две Дементьевы, в Дзержинском двое Исаевых. «Двойники» были также у Владимира Матросова и Игоря Блохина. Люди видят знакомую фамилию, но не читают всю информацию о кандидате в бюллетене. И ошибочно голосуют не за того человека. Также очень часто встречаются «технические» кандидаты. Фаворит просит малоизвестных людей выставить в округе свои кандидатуры. Они приносят все необходимые документы, регистрируются, а после регистрации «добровольно выбывают» из предвыборной гонки. Это делается для того, чтобы отпугнуть соперников. Видя большое количество кандидатов в округе, они либо не регистрируются вообще, либо выбирают другой округ. Часто политтехнологи пишут про конкурентов своего кандидата намеренную ложь, причём, что называется, в особо крупных размерах. Даже если избиратель поймёт, что написанное не соответствует действительности, у него на подсознательном уровне останется негативная информация, связанная с конкретным кандидатом. И очень большой вопрос – будет ли человек за него голосовать.

Ещё одной, на этот раз положительной, традицией предвыборной кухни стало всё более частое подключение к работе в избирательных кампаниях студентов профильных специальностей – политологов и социологов. Главной кузницей таких кадров в нашем городе является факультет социально-политических наук Ярославского гос­университета. Специализированные кафедры есть также в педагогическом и техническом вузах.

– Многие студенты действительно работают на выборах, – отмечает Татьяна Сергеевна. – Студенты младших курсов в основном занимаются расклейкой листовок, раздачей печатной агитационной литературы или участвуют в массовых акциях поддержки. Иногда их привлекают для проведения уличных или телефонных опросов. В лучшем случае студенты смогут участвовать в так называемых акциях «от двери к двери», когда они ходят по квартирам избирателей, раздают информацию о своём кандидате и собирают наказы и пожелания. Как раз эта категория агитаторов меньше всех подвержена использованию «чёрных» технологий. Примерно к третьему курсу студенты уже получают необходимые первоначальные знания в области избирательного права, политической психологии и связей с общественностью.

Студенты четвёртого-пятого курсов, по словам Акоповой, задействованы почти исключительно в предвыборных штабах. Они занимаются аналитической работой, разрабатывают стратегию всей кампании, взаимодействуют с общественностью. В общем, являются своего рода менеджерами и после окончания учёбы готовы для серьёзной политической работы.

Возможно, что с приходом в политическую жизнь этого нового поколения выборы станут более честными, а «чёрные» технологии уйдут в прошлое.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают