- Судя по тому, Марина Вадимовна, с каким вдохновением выполняла свою почётную миссию подружка Снегурочки, ей на фестивале прохлаждаться не придётся.
- Согласна, не придётся. Она сюда не гулять приехала, а в командировку. Моей кукле, хорошо знающей, какой нелёгкий хлеб у аниматора, предстоит выполнить важную обязанность - стать спецпризом президента фестиваля.
- Давайте вас представим нашим читателям.
- Пожалуйста. Всю жизнь играю в куклы, и это стало моей профессией. Виноват в этом и мой папа, знаменитый режиссёр-мультипликатор Вадим Курчевский. Его фильм «Мой зелёный крокодил» о том, как заглавный герой в корову влюбился, наверняка смотрели и знают все. А ещё он лет тридцать вёл на телевидении детскую передачу «Выставка Буратино». Он автор замечательных кукольных картин 70 - 80-х годов «Мастер из Кламси», «Легенда о Григе», «Франтишек». Так что, как видите, мне было у кого учиться.
- Кроме «Снегурочки», напомните, где ещё играют ваши куклы?
- Всего у меня больше двадцати фильмов. Говорить подробно об этом не считаю этичным, просто приведу некоторые названия, думаю, зрителям тоже знакомые: «Боцман и попугай», «Желтухин», «Про мышонка». Недавно мы с Марией Муат сняли картину «Он и она» по повести Гоголя «Старосветские помещики» - о том, как пишется в анонсах, что «гармония в жизни почти возможна». Мы покажем его вне конкурса - видимо, на третий день фестиваля, когда приедем в Пошехонье к нашим друзьям, любителям анимации. Были у них в прошлом году, они нас снова пригласили, и мы их тоже видеть очень рады.
- Чем, на ваш взгляд, интересна конкурсная программа?
- Она большая, в ней около ста двадцати фильмов на все вкусы. В титрах имена, говорящие сами за себя - например, сценаристов Андрея Усачёва и члена нашего жюри, литератора, известного автора капустников Вадима Жука, такого аса анимации, как Эдуард Назаров. Можно назвать ещё аниматоров разных поколений из студии Александра Татарского - с их знаменитым циклом сказок «Гора самоцветов», руководителя студии «Классика» Владлена Барбэ, сценариста, режиссёра и художника Ивана Максимова. Конкурсная картина Максимова называется «Дождь сверху вниз» - это притча на сюжет о стихийном бедствии в горах. Среди конкурсантов талантливая молодёжь, студенты и выпускники ВГИКа имени Сергея Герасимова. Их дипломные работы сделаны при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.
- Кто увидит лучшие фильмы конкурса? Кто, где, когда?
- Единственная наша надежда, и она уже оправдывается - телеканал «Культура». Выпускаются кассеты, диски, и если родители правильные, заинтересованы в том, чтобы их дети не росли оболтусами, то они идут в магазины - не на рынки, где неизвестно, что продают, а именно в магазины. Там нетрудно найти диски с записями новых российских мультфильмов, было бы желание.
- Анимация окупается?
- Считать деньги - не президентское дело. Я ведь художник, а не продюсер. Всё же напомню общеизвестное: анимация во всём мире окупается мгновенно.
- Во всём мире, а у нас?
- А у нас - увы. Насколько я знаю, ни один поддержанный государством в расчёте на возврат денег через кассу и от продажи кассет не окупился.
- Недавний гость «Золотой рыбки», живой классик Александр Курляндский, помнится, в интервью нашей газете уверял, что полный метр, а именно «Князь Владимир» и «Щелкунчик», чуть ли уже не доход приносят.
- Классику виднее. Но всё равно что ни говорите, а прокат - очень грустная тема.
- Можно ещё один вопрос на засыпку?
- Попробуйте, если вы такой храбрый.
- Неистовый Ролан Быков был одержим идеей восстановления разорванных связей в детском кино. Как? Круглосуточной трансляцией классики и премьерных картин, в том числе, конечно, и анимации через спутник. Договорился об этом с космическим агентством. При президенте Ельцине была принята федеральная программа «Дети - экран - культура», экземпляр её храним в редакционном досье как историческую реликвию.
- Так что вы хотите спросить?
- Среди учредителей фестиваля «Золотая рыбка-2008» не только агентство по культуре и кинематографии, Союз кинематографистов, но и фонд первого Президента России. Наина Иосифовна Ельцина, знаем, напутствовала ярославский тур. Что слышно про ту космическую программу?
- После Ролана Антоновича его фонд, видимо, программу просто не потянул, впрочем, это только моё предположение. О тех глобальных планах до нас доходят лишь глухие отголоски. Да и что показывать-то через спутник? Детского игрового кино вообще нет. Что ребята смотрят в «Артеке», в «Орлёнке»? Фильмы о печальных историях несчастных детей, а вот доброты, романтики тому кино заметно не хватает. Но давайте вернёмся к нашей «Золотой рыбке».
- О фестивальных впечатлениях что-то уже скажете?
- Поездка началась для нас... с волшебного камня.
- Уж не с камня ли преткновения?
- Совсем нет. Со знаменитого «Синего камня» на берегу Плещеева озера - заехали в Переславль-Залесский по пути в Ярославль. От этого чуда природы так и веет сказкой, перед ним наши дальние предки-язычники молились богу Перуну. От гидов прямо на месте узнали мы, что этот бог-воин покровительствовал детям и защищал их от превратностей судьбы. Постояли возле него, зарядились доброй энергией.
- В Ярославле после Пошехонья мы вас ещё увидим?
- Непременно. У каждого фестивального дня есть свой девиз. Ярославский день «озаглавили» мы «Да здравствует кинотворчество». На конкурсном показе в Театре юного зрителя ваши школьники выбирали претендентов на приз зрительских симпатий.
- Выбрали?
- А вот и не скажу. Всё станет известно в воскресенье, на закрытии. Это будет «День мастера». Ждём сюда Юрия Норштейна, на мастер-класс для студентов театрального института, училищ культуры и музыкального. На презентации в этот день мы поздравим легендарного автора «Ёжика в тумане» и «Сказки сказок» с выходом в свет его книги «Снег на траве».