Несмотря на непонятное для рядового жителя название, этот нормативный документ так или иначе касается каждого. В нём обозначены основные контуры того, как область будет развиваться в ближайшие годы: как планируется изменить границы земель различного назначения, как размещаются у нас объекты энергетических систем, где планируется размещать объекты транспорта и т. п. В зале собрались представители муниципальных районов, работники строительных, архитектурных, природоохранных служб.
Главный архитектор области Дмитрий Брандуков рассказал, что 28 июня схема была представлена на рассмотрение правительства области. По предложению правительства в неё был внесён ряд изменений и процесс публичных слушаний, в ходе которых внесено около сорока предложений и замечаний, продлён.
Схема разработана НИИ градостроительства (Санкт-Петербург). Основная часть её фиксирует то, что у нас есть на сегодняшний день: на земле, в её недрах, каковы водные ресурсы. Этот раздел документа уже активно используют в практической работе различные службы.
Перспектива развития области представлена в виде концепции. Первоначально предлагалось три её варианта.
Первый – тот, по которому наш регион, как и многие другие, развивается сейчас. В его основе – концентрация экономики в областном центре. Результатом стали пробки на дорогах; миграционный поток, который, как и автомобильный, тоже стремится в областной центр; социальные проблемы отдалённых районов, особенно северных.
Другой предложенный вариант предполагал одновременное развитие всех районов. Однако он очень затратный.
Поэтому на заседании правительства был принят так называемый узловой вариант. По всей территории области выбираются узлы развития. Это позволит рассредоточить экономический поток, стремящийся сегодня только в областной центр, и создать условия для решения важной социально-экономической задачи: многие территории области ведь уже активно скупаются, поэтому крайне важно удержать население на местах, дать возможность развиваться сельскому хозяйству, иначе центростремительные процессы неизбежно будут продолжаться.
Дмитрий Брандуков познакомил присутствующих с предложениями и замечаниями, поступившими в ходе обсуждения проекта этого документа. Большинство из них, впрочем, по его словам, «выходит за рамки», касается частных вопросов (например, о строительстве электростанций на малых реках, поликлиник в каждом районе, развитии округи «Красного Профинтерна» и т. д.). Конкретные шаги по каждому из этих предложений буду прописаны в документах, которые предстоит разрабатывать на следующих этапах: генеральных планов, проектов детальной планировки и т. д.
Впрочем, комментируя отдельные предложения, главный архитектор сделал несколько интересных заявлений. По поводу зон для малоэтажного жилья сказал, что такое жильё на практике подразделяется на доступное и недоступное. В ближайших пригородах Ярославля оно вряд ли будет доступным, а вот в Борисоглебском, Любимском и других отдалённых районах – может быть вполне. По поводу необходимости берегоукрепления, о чём хлопочут мышкинцы, заметил, что аналогичная ситуация в Рыбинске, Ярославле и других приволжских территориях. Нужны комплексные меры. Одной из них должна стать, по его мнению, программа очистки малых рек, которые питают Волгу.
В ответ на вопрос, будет ли как-то меняться со временем Схема территориального планирования области, прозвучало: документ живой, по мере необходимости изменения в него обязательно будут вноситься.
Итак, в области появился документ очень важного значения, считают специалисты. Вот как прокомментировал его завкафедрой архитектуры Ярославского технического университета профессор Николай Кудряшов.
– Я давно говорил, что нам нужно войти в нормативное русло. Документ разработан очень квалифицированными питерскими специалистами. В нём нет ничего деструктивного, революционного. Конечно, за каждым его положением подразумевается «если будут деньги». Но градостроители сделали своё дело. Вопросы социального развития, демографии решаются очень сложно, никто не знает, что будет с той или иной «точкой развития» через год – два, а тем более дальше. Много «если»: если будут люди в этой местности, если будут инвесторы. Тем не менее авторы предложенной Схемы и специалисты нашего департамента градостроительства и архитектуры сделали много. Дальше должны подключаться экономисты, власти, бизнес. Но это – канва, по которой можно работать дальше. Документ ничего не ломает, а развивает то, что уже есть. Решается задача выживания территорий путём «локальных уколов». Тридцать лет этим не занимались, и как районы выжили, я не знаю. Уровень поставленных задач возвращает нас к здравомыслию.